Чаевые — деньги, добровольно выдаваемые обслуживающему персоналу гостиниц, заведений общественного питания, парикмахерам, таксистам и т.п. сверх платы по счету.
Чаевые выплачиваются согласно традиции и составляют значительную (а иногда и основную) часть дохода обслуживающего персонала. Однако во многих заведениях персонал обязан сдавать все чаевые администрации. По определению, персоналу нельзя требовать чаевые или просить, чтобы заплатили больше, чем решил сам клиент. Тем не менее, в ряде случаев отказ от чаевых или «забывчивость» клиента в этом отношении расцениваются как нарушение этикета или даже как неэтичное поведение. В то же время в некоторых культурах или обстоятельствах чаевых не ожидают, и предлагать их не следует, так как это может быть расценено негативно.
Первое упоминание о «чаевых» относится к ХIV веку и содержится в одной из средневековых немецких хроник. В те времена единственным источником воды в немецких городах были колодцы, которые размещались на площадях и являлись общественной собственностью. Вода была бесплатной, и брать ее мог каждый желающий. Однако колодцы являлись источником небольшого заработка для людей, помогающих донести тяжелые ведра до дома, за что они получали так называемые trinkgeld (дословно — «питьевые деньги») — около одного гульдена.
Однако существует несколько основных версий возникновения традиции давать «на чай» (чаевые).
Откуда взялось понятие «чаевые» в русской культуре?
Версия №1 (основная). Самой распространенной стала версия, утверждающая, что «дать на чай» — означало заплатить за стоимость самой мелкой расфасовки чая.
Версия №2. Впрочем, существует и другая, более запутанная версия. В XIX веке (в 1840–1850 годах) чай в купеческих, мещанских и чиновничьих кругах являлся верным показателем человеческих взаимоотношений. Если «они вместе чай пить ходят», будьте уверены, что у этих людей сложились сердечные отношения. Таким образом, давая на чай, человек как бы выражал сердечную благодарность.
Чаем определялась степень гостеприимства и знания этикета. Чай на Руси был не просто ароматным напитком, а визитной карточкой дома. А визитку, как известно, дают далеко не каждому, а только людям, в которых ее обладатель заинтересован. Нужного или долгожданного гостя торопились за стол усадить, чаем напоить, а случайно заглянувшего старались выпроводить, к столу не приглашая. Эта традиция прочно вошла в быт русских людей: встречая гостей — первым делом бежим на кухню ставить чайник.
Откуда взялось понятие «чаевые» в западной культуре?
Версия №1 (основная). В Англию чай привезли голландские купцы, и фунт чая тогда стоил порядка 100 долларов, что сделало его напитком высшего общества. Так, в 30-х годах XVIII века среди высшего света Англии было популярно проводить послеобеденное время в особых «чайных садах» («tea gardens»). Это были небольшие цветочные сады, с музыкой и танцами. Они открывались в мае и принимали посетителей вплоть до начала дождливой осенней поры.
На столиках стояли маленькие деревянные коробочки с надписью «T.I.P.S.» («To Insure Prompt Service») — «В обеспечение быстрого обслуживания», а если точнее — «Хочешь получить чай, пока тот не остыл? Доплати!». Посетитель, желая получить горячий чай и как можно быстрее, бросал в коробку монету. Так зародилась западная культура оставлять чаевые. И по сей день в английском языке значение tips — чаевые, деньги «на чай».
Версия №2. Американские специалисты полагают, что изначально «чаевые» зародились в ресторанном деле. Человек, приходя в кафе или ресторан, сразу же выкладывал на стол определенную сумму. Официант, который это видел, старался обслужить клиента как можно более старательно. Если посетителя все устраивало, то, выходя из-за стола, он оставлял деньги, но если обслуживание было не на должном уровне, он их забирал.
Версия №3. Некоторые исторические источники говорят, что самые первые «чаевые» были средством... облегчения собственной смерти. Жертва платила палачу так называемые «горловые», чтобы он помог быстро перейти ей в мир иной.
Постепенно английский термин «tips» и русский «чаевые» распространился и на все остальные сферы обслуживания, включая такси, отели и пр.
Сегодня «чаевые» выполняют две функции: во-первых, клиент как бы намекает на то, что рассчитывает на качественное обслуживание, во-вторых — благодарит за результат.
Источники информации: