28982 автора и 62 редактора ответили на 85243 вопроса,
разместив 135214 ссылок на 43429 сайтов, присоединяйтесь!

Как анализировать драматическое произведение в школе?

РедактироватьВ избранноеПечать

Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемые схемы носят условный характер, так как особенности драматического произведения могут проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия.

 

Примерная схема анализа драматического произведения (для средних классов)

 

1. Общая характеристика произведения: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.

 

2. Сюжет, композиция произведения:

  • основной конфликт, этапы его развития;
  • характер развязки (комический, трагический, драматический).

3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений произведения.

 

4. Сбор материала о персонажах:

  • внешность героя;
  • поведение;
  • речевая характеристика: содержание речи (о чем говорит?), манера речи (как говорит?), стиль речи, словарь;
  • самохарактеристика, характеристика персонажа другими героями, авторские ремарки;
  • роль декораций, интерьера в развитии образа.

5. Выводы:

  • тема, идея, смысл заглавия, система образов произведения;
  • жанр произведения, художественное своеобразие.

Ещё один вариант анализа драматического произведения (для старших классов)


1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ритм и т.д.). «Сквозное» действие и «подводные» течения.

 

2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы.

 

3. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического деиствия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи.

 

4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст.

 

5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

 

6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др.

 

7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором.

 

8. Способы выражения авторской позиции (ремарки, диалогичность, сценичность, поэтика имен, лирическая атмосфера и др.)

 

9. Контексты драмы (историко-культурный, творческий, собственно-драматический) .

 

10. Проблема интерпретаций и сценическая история.

 

Источник:

  • filolog.sch551.edusite.ru — схемы анализа драматических, лирических произведений.

Дополнительно на Геноне:

Последнее редактирование ответа: 07.09.2011

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

«Как анализировать драматическое произведение в школе»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.