Храм Христа Спасителя был сооружен в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года.
25 декабря 1812-го Александр I подписал сразу два высочайших повеления – Манифест об окончании войны и Указ о возведении храма Христа Спасителя (сама идея о возведения храма-памятника принадлежала генералу П.А. Кикину и была передана государю через адмирала Шишкова).
То, что великую победу ознаменовали строительством храма – привычно – ратные дела испокон веков отмечались сооружением храмов (достаточно обратиться к Василию Блаженному на Красной площади – каждая из его церковок отмечает одну из успешных битв Казанского похода).
Идея носилась в воздухе, иначе не нашла бы столь бурного всеобщего отклика. В указе о возведении храма стояли слова, что должен он быть сооружен «в сохранение вечной памяти того бессмертного усердия, верности и любви к отечеству, какими в те трудные времена превознес себя народ русский». Поток пожертвований – фамильные драгоценности, образа, деньги хлынул сразу после появления указа. Во многом поэтому о заказе не могло быть и речи. К участию в объявленном конкурсе допускались художники всех стран и народов. Срок исполнения проекта назначался двухлетний. В 1816 году руководители конкурса получили возможность осмотреть около 20 представленных проектов. Среди авторов были Воронихин и успешно работавший в Петербурге итальянский зодчий Джакомо Кварнеги, будущий строитель московского Большого театра Михайлов. Тем не менее выбор пал на самого молодого участника – Александра Лаврентьевича Витберга, который был выпускником Академии художеств по классу живописи исторической и основами архитектуры овладел лишь за время работы над конкурсным проектом.
Витберговский храм должен был стоять на горе, занимая весь ее склон. Александр I предложил для строительства Швивою горку – место, занятое сегодня высотным зданием на Котельнической набережной, Аракчеев – район Симонова монастыря. Витберг остановил свой выбор на Воробьевых горах. Храм должен был начинаться с набережной, в 150 метров от которой проектировалась лестница стометровой ширины. Проходя пять уступов, она вела до половины горы, где закладывался нижний храм, возвышавшийся до вершины горы и имевший 30-метровую высоту. Над ним на склоне располагался верхний храм. Общая высота ансамбля от подошвы до верхней точки венчающего креста составляла 231 метр (77-этажный дом). Сорок восемь колоколов, подобранных в четыре гармонических аккорда, должны были быть слышны во всем городе.
12 октября 1817 года был торжественно заложен фундамент, а 7 июня 1820-го состоялся высочайший рескрипт на имя князя Голицына о создании комиссии по производству работ. Мрамор добывали из подземных штолен, обнаруженных Витбергом под Москвой; для доставки материалов прорыли канал между Москвой-рекой и Волгой; английский механик соорудил Мурзай соорудил водоподъемную машину для выброса водного столба на 70 метров…
А спустя полтора года после известия о кончине Александра Павловича, 16 апреля 1827 года, Комиссия по сооружению храма была расформирована, Витберг по результатам ревизии сослан (версия, принятая историками – Витберг не справился со сложнейшей отчетностью по строительству), его имущество конфисковано, работы приостановлены. Подвергнутый унизительному следствию и лишенный всего своего состояния и имущества архитектор сослан в Вятку.
Витберговский храм остался на бумаге, на его месте Московская городская управа поставит в 1912 году памятное сооружение, сохранившееся для нас, как место клятвы Герцена и Огарева.
Новое строительство основывалось на новых принципах. Николай I сам определил его место – вблизи Кремля. Единолично решил вопрос об архитекторе. Им стал Константин Андреевич Тон, последний проект которого (дворец цезарей на Палатинском холме) обратил на себя внимание Николая I. В 1828 году молодой архитектор причисляется к императорскому Кабинету, а по возвращении через год в Петербург получает заказ на переделку ряда помещении в здании Академии художеств. Одной из лучших тоновских работ стала превосходная Академическая набережная с привезенными из Египта сфинксами.
Николай передает вопрос о московском храме Христа Спасителя академии и выражает категорическое желание, чтобы им занимался Тон. Тону были даны указания очертания упростить, а внутреннее убранство перевести из мистического в сугубо исторический план. В основу плана был положен простой равноконечный крест. В углах, образующих порталы, - выступы. Одинаковые фасады. Одинаковые, в 15 ступеней, широчайшие крыльца у каждого портала: их площадь составляла почти половину площади храма. Темно-красный и пестрый полированный гранит на крыльцах и облицовке фундамента. Могучие, по три на каждом фасаде, двери – литые, бронзовые с внутренней стороной из резного дуба. Вес средних достигал 13 тонн каждая, боковых – 3 тонны.
В 1837 году была учреждена особая Комиссия по построению нового храма. Алексеевский монастырь и церковь Всех Святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить храм Христа Спасителя, были разрушены, монастырь переведен в Сокольники. 10 сентября 1839 года состоялась торжественна закладка нового храма.
Строительство отличалось медлительностью (храм Христа Спасителя строился почти 44 года), но такая медлительность в отношении храма имела свое оправдание – виртуозное мастерство и тщательность выполнения всех без исключения работ.
К концу 1839 года была вынута из котлована 21 тысяча кубометров земли, выложена сплошная каменная масса основания. В течение 1839-1853 гг. велась кладка кирпичных стен, куполов и внешняя облицовка. До 1857 г. Установлены металлические части крыши и куполов и одновременно построены леса внутри – начались штукатурные и облицовочные работы стен и пола. В 1859 году были сняты наружные леса, а годом позже начаты росписи и внутренняя художественная отделка.
Над созданием храма трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур стали барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого.
В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам во всей красе. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а также установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма.
26 мая 1883 года, состоялось Торжественное освящение храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III.
5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя был разрушен.
Многие годы после взрыва на месте храма зияла яма, где в 1958 году появился бассейн "Москва".
В конце 1980-х годов в России возникло широкое общественное движение за возрождение храма Христа Спасителя в Москве.
Было создано Братство Храма Христа Спасителя. Осенью 1990 года был поставлен закладной камень храма-часовни в честь иконы «Державная». Эта часовня должна была предварить воссоздание самого храма. На Рождество 1991 года возле этого камня был совершен молебен, на который собралось около 2 000 человек. Был создан Фонд по восстановлению храма Христа Спасителя и открыт специальный счет для пожертвований и благотворительных взносов. В феврале 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил идею воссоздания храма и обратился к правительству с просьбой его восстановить. 16 июля 1992 года президентом России Б.Н.Ельциным был подписан Указ «О создании Фонда возрождения Москвы», в котором воссоздание храма Христа Спасителя было объявлено первоочередной задачей.
В конце 1994 года бассейн «Москва» был демонтирован, и началась заливка бетонного основания стилобатной части храма.
Московская мэрия организовала представительный конкурс, который выиграла Российская академия художеств. Академия организовала несколько творческих коллективов, объединив в них лучших архитекторов, скульпторов, живописцев, мастеров декоративных искусств. Работы по художественному убранству храма Христа Спасителя возглавил президент Российской академии художеств Зураб Константинович Церетели.
Все работы по воссозданию храма были завершены и приняты государственной комиссией 16 декабря 1999 года.
Источники:
- Книга Н.М.Молевой "Москва - столица"
- Книга А.Архангельского "Александр I"
- www.pobeda.ru/molitva/hrami/xxc.html (Статья "Главный воинский Кафедральный Соборный Храм Христа Спасителя")
- www.baltwillinfo.com/mp8-05/mp-12p.htm (Статья "Воссоздание Храма Христа Спасителя в Москве")