Газораспределительный механизм (ГРМ) — механизм своевременного распределения впуска горючей смеси и выпуска отработавших газов в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания.
Осуществляется путём перекрытия и открытия поршнями продувочных окон цилиндров в двухтактных двигателях, либо открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов (в четырехтактных двигателях), имеющих привод от распределительного вала (распредвала) и кулачкового механизма. Распредвал имеет жёсткую синхронизацию вращения с коленвалом, реализованную с помощью шестерёнчатой, зубчаторемённой (с помощью ремня ГРМ) или цепной передачи.
Как правило, на высокофорсированных двигателях обрыв или проскальзывание ремня или цепи ГРМ приводит к выходу двигателя из строя по причине удара поршней об открытые клапаны.
Периодичность замены зубчатого ремня указана в инструкции, но визуально контролировать его состояние время от времени все же не помешает. появившиеся мелкие трещины однозначно свидетельствуют о необходимости внеплановой замены. Не мешает заранее выяснить, насколько фатален для деталей мотора обрыв ремня: иными словами, чревато ли это встречей клапанов с поршнями и последующим серьезным ремонтом или дело ограничится лишь регулировкой положения распредвала.
Срок службы ремня зависит от его правильного натяжения. Слишком сильно натянутый может порваться, а ослабленный — перескочить на шкиве на несколько зубьев.
Не последнюю роль играет состояние натяжных и обводных роликов, а также ниличие утечки масла с сальников коленвала, распредвала и балансирных валов, если такие имеются.
Оригинальные ремни на автомобилях импортного производства меняются через 100 000, но учитывая вышеперечисленные проблемы, величина пробега уменьшается практически вдвое.
Источник: vaz-manual.narod.ru/2110/remen-grm.html — Как часто менять ремень ГРМ.