Олимпиады и конкурсы по лингвистике (языкознанию) не следует путать с олимпиадами по русскому (или другому) языку. Лингвистические олимпиады посвящены решению лингвистических самодостаточных задач.
Школьники, которые интересуются лингвистикой и любят решать задачи, могут попробовать свои силы в разных лингвистических олимпиадах и конкурсах.
1. Самым массовым конкурсом является конкурс-игра «Русский медвежонок — языкознание для всех». Он проводится с 2000 года в ноябре в один и тот же день по всей России (а теперь также и в 20 других странах) для школьников 2–11 классов. Участникам предлагаются наборы из 30 тестовых задач с пятью вариантами ответов. Задачи небольшие, но не все из них легко решить: 10 первых задач действительно просты (3 балла), 10 следующих — сложнее и оцениваются 4 баллами, 10 последних пятибалльных задач имеют олимпиадную сложность. В каждом варианте есть одна-две логические задачи на другие языки, не требующие для решения знания этих языков.
2. Следующим по массовости является лингвистический конкурс Турнира им. М. В. Ломоносова, который проводится в Москве, а в последние годы ещё более чем в 30 городах в конце сентября — начале октября для школьников 8–11 классов (могут участвовать семиклассники и шестиклассники). Задачи для этого конкурса составляются не тестовые, как для «Медвежонка», а совсем другого типа — так называемые самодостаточные задачи. На Турнире задачи не очень сложные, поскольку цель конкурса — вовлечь школьников в изучение лингвистики, показать им, что такое лингвистические задачи. Те школьники, которым понравилось решать такие задачи, потом приходят на занятия лингвистических кружков и на Традиционную олимпиаду по лингвистике, которая проводится через полтора месяца после Турнира. Организаторы рассматривают лингвистический конкурс Турнира им. М. В. Ломоносова как предварительный, нулевой тур Традиционной олимпиады по лингвистике.
3. Московская открытая традиционная олимпиада по лингвистике проводится в два тура, в последние годы одновременно и с одинаковыми наборами задач в Москве и Санкт-Петербурге. Предназначена она для тех, кто по-настоящему увлёкся лингвистикой и лингвистическими задачами. Здесь предлагаются более сложные самодостаточные задачи. Олимпиада призвана выявлять одарённых в области лингвистики детей, и призёры, как правило, выбирают лингвистику своей будущей профессией.
4. Летом проводится Международная олимпиада по лингвистике. В отличие от вышеназванных олимпиад, в ней не может участвовать каждый желающий. Для участия в международной олимпиаде отбирается команда из четырёх человек — победителей Традиционной олимпиады по лингвистике. Из России по уже сложившейся традиции в Международной олимпиаде участвуют две команды — победители Олимпиад в Москве и в Санкт-Петербурге.
5. Каждый год проводится Летняя лингвистическая школа (ЛЛШ) — это выездное научное мероприятие. Школьники получают шанс приобщиться к современным достижениям лингвистики, проверить свои способности и склонности, определить свои профессиональные интересы. Перед ребятами выступают известные ученые, авторы научных монографий, учебников и популярных книг по лингвистике.
6. С 2010 года ежегодно проводится Всероссийский познавательный турнир «Осенний марафон» по языкознанию. В течение 5 лет турнир включал варианты заданий по английскому, немецкому и французскому языкам. С 2015–2016 года турнир проводится только по английскому и немецкому языкам. В турнире могут принять участие учащиеся 6–11 классов.
Дополнительно:
Дополнительно на Геноне: