28982 автора и 62 редактора ответили на 85243 вопроса,
разместив 135214 ссылок на 43429 сайтов, присоединяйтесь!

Что такое эффект Вертера?

РедактироватьВ избранноеПечать

Эффект Вертера  (синдром Вертера) — массовая волна подражающих самоубийств, которые совершаются после самоубийства, широко освещённого телевидением или другими СМИ, либо описанного в популярном произведении литературы или кинематографа.

 

Выявлен в 1974—1975 годах американским социологом Дэвидом Филлипсом из Калифорнийского университета в Сан-Диего, который исследовал волну подражающих самоубийств, прокатившуюся по всей Европе в конце XVIII века,  спровоцированную распространением романа Гёте «Страдания юного Вертера» (отсюда и произошло название феномена). Публикация романа Гете "Страдания молодого Вертера", рассказывающего о жарком разочаровании в любви и о самоубийстве молодого героя, произвела эффект потрясения.  Эффект был так силен, что в ряде государств власти запретили распространение книги.

 

Также Филлипс и Карстенсен (1986) изучали существование такой взаимосвязи на протяжении 7 лет (1973—1979), взяв данные о 12 585 самоубийствах подростков и проследив их связь с телерепортажами о самоубийстве в новостях и статьями первых полос газет. Они обнаружили, что число самоубийств значительно возрастало по прошествии 0—7 дней после такой истории в новостях. Это увеличение суицидов прямо соответствовало количеству программ, передававших репортаж. Такая тенденция имела значение только для подростков, а не для самоубийств взрослых людей, и была гораздо сильнее для девочек, чем для мальчиков.

 

Наконец, изучив статистические данные о самоубийствах в Соединенных Штатах Америки с 1947 по 1968 год, Филлипс обнаружил, что в течение двух месяцев после каждой громкой публикации о самоубийстве, в среднем суициды совершало на 58 человек больше, чем обычно.

 

Филлипс отметил сходство между ситуацией первого ставшего знаменитым самоубийцы и ситуациями тех, кто покончил с собой вслед за ним (если самоубийца был в возрасте — возрастали самоубийства среди пожилых людей; если принадлежал к определенному социальному кругу или профессии — то учащались самоубийства в этих сферах), а также сходство между первым и последующими способами сведения счётов с жизнью. Реакция имитации суицида свойственна и неуверенным в себе, привыкшим во многом брать пример с других людей, особенно если их жизненная ситуация напоминает жизненную ситуацию человека, наложившего на себя руки. Отчаявшись, не видя иного решения своей проблемы, они нередко воспринимают известие о чьём-то самоубийстве как своеобразную подсказку и принимаются копировать действия тех, кто во многом на них похож.

 

В первой половине 1980-х годов в Германии во время и после показа телесериала «Смерть студента», где в начале каждой серии демонстрировался акт суицида студента под колесами поезда, было отмечено увеличение случаев самоубийств на 175 % среди молодежи 15—19 лет именно тем образом, который и был показан в сериале — под колесами поезда. Этот эффект резкого увеличения количества суицидов повторился год спустя, когда сериал вновь демонстрировали по ТВ.

 

В Австрии, где в 80-е годы XX века чрезвычайно выросло количество самоубийств в метро, в 1987 году Венский Центр Кризисной помощи совместно с сотрудниками Венского метрополитена пошли на своеобразный эксперимент: решили больше не освещать факты «смерти на рельсах» или, по крайней мере, не «раздувать» из них сенсации, уделяя данным происшествиям минимум внимания. Уже через месяц количество самоубийств в метро снизилось почти в 3 раза. С тех пор в австрийской прессе действует запрет на освещение подобных трагических событий.

 

Волну самоубийств, прокатившуюся после смерти Мэрилин Монро, Дэвид Филлипс также приписал действию эффекта Вертера.

 

Как пример данного эффекта в нашей стране, можно привести роман «Казус Кукоцкого» за авторством Л. Улицкой, вышедший в середине девяностых. Он был активно раскручиваем, продвигаем, рекламируем, кто-то вложил в него немалые средства. Одна из основных сюжетных линий романа описывала борьбу врача гинеколога за легализацию больничных абортов, которыми он будто бы стремился снизить число внебольничных, то есть подпольных и криминальных абортаций. В художественном смысле книга была более чем средней, но читателя она брала натуралистичным описанием «человеческого низа» (как говорят французы), то есть физиологических нюансов, это «цепляло». Автор в книге  подробно описывала технологию подпольных абортов, до того подробно, что некоторые методы были с буквальной точностью описаны, будто это не книга, а инструкция по самоабортации. К восьмидесятым и девяностым годам аборты в нашей стране были уже давно легализованы, разрешены и даже бесплатны, бороться за них нужды не было. Улицкая не поднимала вопрос морального аспекта и допустимости абортации, ею описывались лишь методики и проводились параллели больничных и внебольничных операций, преподнося первые как нечто вполне положительное. Однако, что самое досадное и удивительное, именно после выхода этого романа количество подпольных абортаций возросло, вместе с ростом больничных и полуподпольных операций такого рода, как резко возросла и общая смертность женщин от этого явления.


Любопытно, что «эффект Вертера» имеет и другую сторону. Например, в Золотом веке русской литературы бывали случаи, когда тот самый «эффект Вертера» действовал обратным порядком, то есть имел положительный момент. Так, к примеру, после выхода гоголевской поэмы «Мёртвые души», резко возросло раскрепощение крестьян, то есть увеличилась частота таких случаев, возросло количество помещиков, осознавших неестественность положения и добровольно отпустивших на волю своих крестьян. Затем, спустя полтора десятилетия, крепостное право было отменено вовсе.


Неплохо знали об «эффекте Вертера» и советские идеологи, они тоже использовали такой момент социальной психологии для привития молодым и внушаемым людям правильного образа поведения и целеполаганий: мальчиков мотивировали становиться технарями, различными специалистами, девочкам прививали любовь к работе с детьми, пропагандировали совестливость и порядочность, нестяжательство.

На советском телевидении было несколько специальных проектов, напрямую эксплуатировавших «эффект Вертера» в части борьбы с преступностью и асоциальным поведением. К примеру, сериал «Следствие ведут знатоки» стал именно таким проектом, то есть вначале, в кабинетных кулуарах, появился циркуляр — создать цикл художественных лент, которые призваны воздействовать на данный фактор, а потом уже нашлись авторы и составился материал (правда, нашлись очень профессиональные и талантливые авторы, имевшие опыт работы в правоохранительных органах). Результат не заставил себя ждать: сериал «Следствие ведут знатоки» имел, помимо неожиданного успеха в художественном смысле, конкретный процент снизившихся преступных деяний по всей стране.


В борьбе против эффекта Вертера хорошие результаты дают ирония, сарказм. В России после выхода в 1792 г. в свет книги Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" тоже наблюдалась волна самоутоплений среди молодых девушек. Она прекратилась после того, как возле прудов и озёр стали ставить столбы со следующей надписью:

 

Здесь в воду кинулась Эрастова невеста,
Топитесь, девушки, в пруду довольно места.

 

Источники информации:

Последнее редактирование ответа: 15.05.2015

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

Похожие вопросы

«Что такое эффект Вертера»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.