Исихáзм (от греч. hesychia — покой, безмолвие, отрешенность) — это мистическое направление в Православии; особого рода практика монахов (исихастов) и мирян, в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного («Фаворского») света; считается, что этот свет исходил от Христа при Его Преображении на горе Фавор).
В основе философии исихазма лежит представление о том, что можно созерцать непознаваемое (Бога) посредством божественных энергий. Можно сказать, что исихазм — это практика богосозерцания путём молитвенного самоуглубления. Речь не идёт о буквальном, физическом созерцании, а о духовном, «внутреннем» узрении. Согласно Новому завету, «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18). Однако исихасты утверждают, что энергии Божии пронзают мир, и поэтому можно узреть «нетварное» (несотворённое) и невещественное излучение Бога. Смысл исихазма заключается во внутреннем сосредоточении и духовном перемещении «ума» в «сердце». Ключевым текстом из Священного Писания считаются особым образом интерпретированные слова Иисуса Христа «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Наряду с эстетическим восприятием Бога как неземного сияния и несказанной красоты, исихазм обещал верующему духовное и физическое совершенство. В результате «обожения» душа человека (и он сам) соединяется с божественными энергиями.
Значительная часть идей исихазма восходит к трудам отцов Церкви христианского Востока, описывавших мистические монашеские практики (Макарий Египетский, Евагрий, Иоанн Лествичник, Симеон Новый Богослов и др.). На возникновение концепции исихазма повлияло и иконоборческое движение (борьба против иконопочитания) VIII–IX вв. Во-первых, иконоборцы способствовали тому, что византийское искусство обогатило свой изобразительный ряд символической напряженностью, поскольку наиболее верным «изображением» Христа они считали хлеб и вино Причастия. Во-вторых, иконоборцы предлагали верующим развивать собственное воображение, создавая внутренний образ Бога. И, наконец, еще более значительные последствия имела идея иконоборцев о том, что самому верующему нужно уподобляться Христу, пробуждая в себе добродетели как одушевленные образы.
Основоположниками исихазма как целостного учения стали жившие в XIII–XIV веках в Византии преп. Григорий Синаит и св. Григорий Палама, обобщившие исподволь развивавшиеся идеи. Григорий Синаит оставил несколько сочинений об «умной молитве». Основной труд Григория Паламы — «Триады в защиту священнобезмолвствующих». По словам Паламы, исихаст — это человек, «старающийся заключить в своём теле бестелесное».
Исихастам противостояли варлаамиты — последователи итальянского грека Варлаама (1290–1348), который пытался направить православное богословие в русло, сближающее его с западной схоластикой. Он подверг критике мистическое крыло восточного богословия. Если исихасты верили, что Бог присутствует в мире как благодать и несотворенный невидимый свет, то Варлаам истолковывал благодать как нечто сотворенное и отдельное от Бога. По его мнению, православные монахи отождествляют Бога и материальные вещи. Противостояние исихастов и варлаамитов отразилось также в том, какие требования они предъявляли к верховной власти, к идеалу императора. Если исихасты основные доблести императора отождествляли с нравственными добродетелями (Кавасила), то варлаамиты подчеркивали образованность василевса, его мудрость (Дмитрий Кидонис). Но и те, и другие отстаивали монархию как идеальную форму правления. На Константинопольском соборе 1341 г. учение Григория Паламы было официально одобрено; Варлаам вскоре уехал из Византии и принял католичество. Позиции Паламы и его сторонников были подтверждены на Константинопольских соборах 1347 и 1351 гг. На последнем присутствовали представители всех православных церквей, поэтому он рассматривался православными как Вселенский; этот собор издал томос, одобривший все воззрения Паламы. Исихазм таким образом был признан официальным учением Православия. Палама умер в Фессалониках в 1359 г. и через 9 лет был канонизирован патриархом Константинопольским Филофеем, своим другом и учеником. Основной оппонент исихазма в 1347–1351 гг., Никифор Григора, отказавшийся признавать учение исихастов, фактически был заточен в монастырь.
В основе практики исихазма лежит «умнóе делание» (то есть деятельность ума), которое заключается в постоянном чтении про себя или вслух покаянной, чаще всего т.н. «Иисусовой молитвы»: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Монахи молятся этой молитвой про себя постоянно. Миряне-исихасты также постоянно творят в повседневной жизни беззвучную молитву. Утилитарный смысл мистических практик исихастов трудно объясним. С точки зрения психологии, они приводят человека в состояние умиротворения. Многие исихасты говорят о возможности общения с «ангельскими материями». Известны истории о чудесных способностях исихастов, большая часть которых связана с афонским монашеством. Иногда исихазм сравнивают с восточными эзотерическими практиками, однако в исихазме техники контроля дыхания, положение головы или поза тела не играют существенной роли.
Из Византии исихазм распространился на Русь (Нил Сорский, Сергий Радонежский и др.) и во многом повлиял на духовный подъём XIV–XV веков. Сергий Радонежский, «божественные сладости безмолвия вкусив», подчинил его влиянию новое религиозное сознание. Из Троице-Сергиевой лавры вышли и Андрей Рублев с его безмолвной беседой ипостасей божественного существа (Троицей), и наиболее яркий представитель нового литературного стиля Епифаний Премудрый. Русская народная религиозность также нашла в исихазме приемлемый вариант христианского мировоззрения. Деятельная активность оказывается практическим результатом сосредоточенного собирания сил. Религиозная общность Руси и Византии породила огромный поток переводов византийской литературы, что послужило источником и для новых выразительных средств в отечественной литературе: был выработан особый патетический, торжественный стиль, характеризовавшийся возвышенной выразительностю и эмоциональным подъемом. Аналогом этого стиля в живописи является стиль Феофана Грека.
В XIX в. внимание к практике исихазма было связано с разитием старчества. В настоящее время в России наблюдается новый рост интереса к исихазму. В то же время Западе исихазм рассматривается как одно из различий между православием и католицизмом. Внешне сходное течение квиетизма в XVII веке было признано католической церковью еретическим.
Источники:
Дополнительно о христианстве на Genon.ru: