Крещение (славянский эквивалент греч. baptisma — погружение, омовение, восходящего к др.-евр. «твила» — окунание, погружение. Происходит от славянского «крест», что связывают с древним обычаем возлагать крест на человека, присоединяющегося к церкви) — в христианстве: обряд, посредством которого человек таинственно присоединяется к Церкви как Телу Христову и становится членом поместной общины. Крещение осуществляется путем полного погружения в воду или (в ряде конфессий) посредством обливания, окропления водой.
Не следует смешивать обряд крещения с крестным знамением!
Форма обряда восходит к ритуальным омовениям («твила») в древнем Израиле, предписанным в Законе Моисеевом (Торе) как средство очищения. В связи с повествованием, содержащимся в Библии (Исход и книга Иисуса Навина) воды Черного (Красного) моря и р. Иордан ассоциировались в сознании иудеев с идеей спасения, избавления.
Омовение в специальном резервуаре — «микве» предписывалось, в частности, при переходе в иудаизм из другой религии. Прошедший через твилу считался «вновь рожденным». Многие иудейские секты (ессеи, кумраниты, некоторые течения фарисеев и др.) практиковали ежедневное очистительное омовение.
В начале I в. н.э. «крещение покаяния» проповедовал Иоанн Креститель (евр. Иоханан ха-Матбил — от слова «твила»). Приходившие к нему иудеи погружались в воды реки Иордан в знак того, что они раскаиваются в неправедных поступках, смывают с себя грех и готовы в чистоте души встретить Мессию, близкий приход которого проповедовал Иоанн (Мф. 3:6). Согласно Евангелию, сам Иисус Христос принял крещение от Иоанна.
В дальнейшем Иисус дал своим ученикам повеление: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). Первое массовое крещение апостолы совершили в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Д. Ал. 2:41).
Апостол Павел рассматривал таинство крещения как «смерть» (погружение в воду) и «воскресение» (выход из воды), которые соединяют крещаемого с Иисусом Христом; при этом верующий отождествляется со Христом, «облекаясь» в него, как в новую одежду (Рим. 6:3—8).
Исторические церкви христианства считают крещение одним из семи церковных таинств и учат, что оно является актом рождения человека «от воды и Духа» (Ин. 3:5), который вводит человека в Церковь и прекращает действие первородного греха, наследуемого в результате грехопадения первых людей (Адам и Ева).
Православное крещение. Согласно православному вероучению, крещение совершается троекратным погружением в воду с произнесением крещальной молитвы: «Крещается раб Божий во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь».
Обычно крещение осуществляет священник или архиерей, хотя в особых случаях может крестить и мирянин. Крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорожденных младенцев. Поэтому для детей необходимы крестные родители (восприемники), которые обязуются взять на себя духовное воспитание крещаемого.
В начале чина крещения крещаемый произносит отречение от сатаны и обет Христу, читает «Символ веры». Затем священник произносит великую ектению, освящает воду, помазует воду и крещаемого елеем, совершает собственно крещение; крещеный облачается в белую одежду и ему надевается крест. Священник совершает миропомазание и затем с крещеным троекратно обходит купель. Читаются Апостол и Евангелие; священник омывает и отирает миро, совершает постриг волос крещеного, произносит сугубую ектению и отпуст.
Патриарх Алексий II призвал духовенство Русской православной церкви совершать крещение через полное погружение в воду, а не через обливание или окропление.
Римско-католическое учение о крещении. В Римском катехизисе крещение определяется как «таинство возрождения водой и в слове». Это таинство, пророчески предвозвещенное и прообразованное в Ветхом Завете и непосредственно предуготованное крещением, совершавшимся Иоанном Предтечей, было установлено Иисусом Христом. Его собственное крещение (Мф 3:13-17) указало на особенность этого обряда: Святая Троица, во имя которой совершается таинство крещения, таинственным образом явилась над водой. Иисус учил о необходимости крещения (Ин 3:5), указал, как оно может осуществляться над отдельным человеком (Ин 9:1-6), и заповедал всем принимать это таинство (Мф 28:19).
Обычно таинство крещения осуществляется священником, а в исключительных случаях — диаконом, однако в случае смертельной угрозы для жизни это таинство дозволяется совершать любому христианину. В 1215 г. IV Латеранский собор провозгласил действительным крещение, совершенное кем угодно, если оно было совершено надлежащим образом, т.е. с намерением «совершить то, что совершает церковь», и с использованием необходимого «вещества» (содержания) и «формы» таинства.
Необходимая вещественная сторона таинства крещения состоит в омовении обыкновенной водой, а необходимая форма предполагает упоминание совершающим таинство (явное или хотя бы подразумеваемое) субъекта таинства, акта омовения водой, а также каждого из трех Лиц Троицы и их единства. Обязательная формула крещения такова: «Крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». Для омовения требуется, чтобы вода текла по крайней мере на голову крещаемого. Крещение может осуществляться полным погружением в воду (древний обычай, сохраненный в Восточных церквах), обливанием (принятым у католиков) или, в крайнем случае, окроплением.
Крещение, принятое действительно или в намерении, считается необходимым средством спасения. Под «намерением» в данном случае понимается совершенный акт любви или раскаяния, подразумевающий (хотя бы неявно) желание сделать все необходимое для спасения и в особенности — принять крещение.
Действенность крещения выражается прежде всего в его характере и в его благодатной силе. Крещение есть истинное, хотя всего лишь первоначальное, участие в священстве Христа посредством действия освящающей благодати.
Крещение младенцев в католической церкви производится по вере родителей и крёстных. В латинском обряде чаще используется крещение окроплением, в восточных обрядах — погружением. Во время крещения произносится тайносовершительная формула: «(Имя), я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святаго Духа». После крещения следует помазание крещеного миром, облачение в белую одежду и вручение зажжённой свечи.
Протестантские учения. Для большинства христиан-протестантов обряд крещения является средством вступления в христианскую общину и обычно осуществляется — в соответствии с новозаветными примерами — водой (хотя, например, квакеры признают лишь «крещение Духом», не сопровождающееся никаким внешним обрядом). Однако смысл этого обряда в различных протестантских церквях интерпретируется по-разному. Англикане видят в нем «возрождение» и очищение от греха, лежавшего на человеке до крещения, для пресвитериан это «действенный знак и печать» принятия человека в лоно Христовой церкви и упразднение его греховности, лютеране рассматривают его как тáинственный знак «оправдания», баптисты говорят о сознательном крещении верующего, при котором осуществляется исповедание веры и утверждается принадлежность человека к Церкви; методисты формально принимают англиканское учение о таинстве крещения, закрепленное в 39 статьях, хотя на практике их интерпретация крещения несколько отличается от англиканской.
Протестантские конгрегации в целом признают крещение большинстве случаев необходимым для того, чтобы крещаемый мог стать действительным членом Церкви Христовой, хотя обычно считается, что и те, кто не принял крещения, не лишаются надежды на спасение.
Хотя в некоторых церквах протестантизма сохраняется крещение младенцев (лютеранство, реформаты), в большинстве протестантских конфессий (меннониты, баптисты, пятидесятники и другие, не крестят младенцев, считая, что человек должен принять решение о крещении сознательно (поскольку, по убеждению протестантов, крещение возможно только на основании личной веры человека, а не веры его родителей и восприемников).
Религиоведы усматривают в содержании христианского крещения сходство с обрядами инициации, встречающимися практически во всех религиях мира.
Источники и дополнительная информация:
- sr.artap.ru — статья «Крещение» в кн.: Новейший словарь религиоведения / Авт.-сост. О.К. Садовников, Г.В. Згурский; под ред. С.Н. Смоленского. Ростов н/Д: Феникс, 2010;
- pravoslavie.ru — таинство крещения в Православии;
- krugosvet.ru — материал о крещении из онлайн-энциклопедии «Кругосвет»;
- azbyka.ru — свящ. Пархоменко К. Нужно ли крестить младенцев? // Таинство вхождения в Церковь. СПб.: Нева; ОЛМА-ПРЕСС, 2002, с. 121–132.
- rus-baptist.narod.ru — Марцинковский В.Ф. Крещение взрослых и Православие (1920);
- cogmtl.net — водное крещение с точки зрения современного протестантского фундаментализма (анализ библейских текстов);
- pravoslavie.ru — можно ли признавать крещение радикальных протестантов (полемика).
Дополнительно на Genon.ru о Библии и религии: