Вече (общеславянское; от старославянского «вет» — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси в X–XIV вв. для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками вече могли быть все жители сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от возраста, социального статуса, пола.
Вече возникло из племенных собраний славян. В летописях вече впервые упоминается в Белгороде под 997 г., в Новгороде Великом — под 1016 г., Киеве — под 1068 г. С образованием древнерусского государства феодальная знать использовала вече для ограничения власти князя. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти в период феодальной раздробленности (вторая половина XI–XII вв.).
В компетенцию вечевых собраний входил широкий круг вопросов — заключение мира и объявление войны, распоряжение княжеским столом, финансовыми и земельными ресурсами. Вече также призывало и изгоняло князей, выбирало и смещало посадников, тысяцких (в Новгороде — и архиепископов), принимало законы, заключало договоры с другими землями и т.д. Вече собирали по мере необходимости в специально установленном месте (в Киеве — двор храма св. Софии, в Новгороде — Ярославово городище, в Пскове — двор храма Троицы). Помимо основного веча, были и т.н. малые веча — по отдельным районам крупных городов.
Функции вече сближают его со скандинавским тингом и англосаксонским витенагемотом.
Вече нельзя считать подлинным народовластием: фактически всё решали князь и его «мужи» — бояре, от имени которых и составлялись все дошедшие до нас княжеские акты (начиная со времён договоров Олега, Игоря, Святослава и т.д,) не считая нескольких совместным с вечем ранних новгородских актов. Впрочем, в Новгороде победила республиканская форма правления, цель долгой борьбы за которую и заключалась в победе вечевого органа над княжеской властью.
Этим и объясняется хотя и проходившая прежде всего в интересах местной аристократии, но объективно принявшая всесословный характер борьба новгородцев с киевскими князьями. Поэтому там вплоть до присоединения Новгорода к Москве сохранялся своеобразный вечевой строй. Правда, петербургская школа истории придерживается альтернативной концепции. Согласно точке зрения ее основоположника И.Я. Фроянова, несмотря на то, что представители знати (князья, бояре, церковные иерархи) являлись непременными участниками веча и руководили его работой, они не обладали достаточными властными полномочиями, чтобы саботировать его решения или подчинять своей воле.
К XIV в. в Северо-Восточной Руси, где происходило укрепление великокняжеской власти, вечевые учреждения были упразднены. В Новгороде, Пскове и Вятской земле вече сохранялось до к. XV — нач. XVI вв.
Источники:
Дополнительно на Genon.ru: