Уметь быстро читать – обязательный навык в современном мире. Необходимость в скорочтении даже не обсуждается, но, тем не менее, многие люди говорят, что скорость чтения закладывается в детстве, и если родители не постарались – то быстро читать никогда не научишься. Это главный миф. Быстро читать можно научиться в любом возрасте. Не надо читать вслух.
Основная проблема при чтении текста – это произношение слов про себя. Джон Кеннеди, бывший президент США, имел рекорд по скорочтению, но вслух мог произнести не более 300 слов в минуту.
Чтобы не проговаривать слова вслух при чтении, можно выполнять следующие упражнения.
1. Упражнение «Губная Тишина»
Палец руки держать на губах. Следить за тем, чтобы губы не шевелились.
2. Упражнение «Аккуратный обхват»
Зажать карандаш или ручку зубами. Язык и губы не должны касаться карандаша.
3. Упражнение «Языковое прижатие»
Прижать язык к зубам.
4. Упражнение «Ла-ла-ла вслух»
Во время чтения произнести вслух какие-либо звукословосочетания (ла-ла-ла, ни-ни-ни) или отдельные слова.
5. Упражнение «Ла-ла-ла про себя»
Во время чтения произнести про себя какие-либо звукословосочетания или отдельные слова.
6. Упражнение «Фрагмент»
Во время чтения произнести короткий текст. Подойдут различные скороговорки, пословицы, афоризмы, стихотворные фразы.
7. Упражнение «Счет»
Во время чтения вести счет от 1 до 21.
8. Упражнение «Музыка»
Во время чтения слушать спокойную музыку, следя за развитием мелодии.
9. Упражнение «За перстом»
Нужно быстро вести указательный палец вдоль колонки газетного текста. Нужно стараться прочитывать текст в таком же темпе, как и движение пальца. Не нужно стремиться глубоко понимать прочитанное. Читать нужно несложные тексты.
Сконцентрироваться на чтении
Другая проблема, которая затормаживает развитие скорочтения – возвращение к уже прочитанной части текста. Пока человек возвращается к прочитанным словам, он теряет ценное время, а ведь смысл одного слова в тексте особого значения не играет.
1. Упражнение «Концентрация»
Когда читаешь текст, возвращаясь к прочитанному, мозг начинает думать, что в любой момент можно вернуться, поэтому общая концентрация падает. В связи с этим, рекомендуется читать всё с мыслью, что возвращаться нельзя, и даже если что-то не понятно, ни в коем случае не возвращайться к прочитанному. Недбзя сбиваться с заданного ритма – и уровень понимания повысится.
2. Упражнение «Без предела»
При чтении необходтио стараться постоянно превосходить свои пределы скорости: читать страницу за минуту, потом за полминуты и т. д.
Расширять угол зрения Другой важный момент при чтении – вождение пальцем по строчкам. Идея никак не способствует увеличению скорости чтения. Глаза неправильно читающего человека двигаются равномерно, но они постоянно останавливаются и только потом начинают двигаться. Палец не может моментально перескочить со строки на строку, ему требуется время, а из-за этого времени глаза устают и общая скорость чтения уменьшается.
1. Упражнение «Стихотворения»
Найти стихотворение с короткими строчками. Одну строку читать за одну остановку, фокусируя глаза на крайних словах. Необходтмо постепенно подбирать стихотворения с более длинными строчками.
2. Упражнение «Окна»
Рассмотреть широко открывающуюся взору панораму за окном. Перенести взгляд на текст, подстраивая глаза по краям строчек текста: сектор оперативного поля сужается, его нужно снова и снова увеличивать. Повторить эти действия несколько раз.
3. Упражнение «Сопровождение пальцами»
Прочитатьв текст газетной колонки, сопровождая чтение четырьмя пальцами, быстро передвигая их сверху вниз. Тоже сделать тремя, двумя и одним пальцем.
4. Упражнение «Опять окно»
Подойти к окну, в которое уже смотрели (упражнение «Окно»). Перености взгляд с панорамы за окном на текст: сектор видения сужается – необходимо расширять его, повторяя вновь и вновь.
5. Упражнение «Пленки-листики»
Приготовить несколько картонных листов с прорезью на две, три и более строк газетной колонки или полоски цветной полиэтиленовой пленки соответствующей ширины. Читать текст, быстро передвигая рамку или полоску, одним взглядом охватывая весь окружающий фрагмент текста.
6. Упражнение «Найти число»
Начертить на бумаге квадрат 3х3 и расставить в хаотичном порядке цифры от 1 до 9. Смотря в центр квадрата, не отрывая глаз, искать по порядку другие цифры. Увеличить квадрат до 4х4 (числа 1-16), до 5х5 (1-25).
7. Упражнение «Словари»
Взять орфографический, антонимический, синонимический, русско-иностранный или другой подобный словарь. Читать слова максимально быстро, распознавая в секунду по несколько слов одновременно.
8. Упражнение «Первое и последнее»
Включить музыку. Читать быстро первое и последнее слово в каждой строке, при этом другие слова читать не надо.
9. Упражнение «Номера машин»
Идя по улицам, мгновенно улавливать взглядом номера припаркованных или проезжающих машин. Глядя по сторонам, также улавливать выделенные слова на каких-либо вывесках и объявлениях.
10. Упражнение «Где бы то ни было, когда бы то ни было»
Расширять сектор обзора всегда и в любой обстановке. Не двигая зрачками, увидеть как можно больше предметов со всех сторон (снизу, сверху, слева, справа).
11. Упражнение «Цифры, буквы, фразы»
Написать «взглядом» цифры от 0 до 33. Так же написать все буквы алфавита. Написать несколько словосочетаний или фраз.
Полезные сайты, материалы по которым создан ответ:
- mirsovetov - уроки быстрого чтения;
- medartel - обучение приёмам быстрого чтения;
- koob - скачать самоучитель Шилина "Как научится быстро читать";
- genon - другие полезные сайты.