28982 автора и 62 редактора ответили на 85243 вопроса,
разместив 135214 ссылок на 43429 сайтов, присоединяйтесь!

Кем был Роберт Росс для Оскара Уайльда?

РедактироватьВ избранноеПечать

Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд (англ. Oscar Fingal O’Flahertie Wills Wilde, 16 октября 1854 — 30 ноября 1900) — британо-ирландский поэт, писатель, эссеист. Оскар Уайльд один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода, яркая знаменитость своего времени.

 

Рожден в семье сэра Уильяма Уайльда, дублинского врача-офтальмолога с мировой известностью, автора десятков книг по медицине, истории и географии. В Англии его назначили придворным хирургом, а впоследствии сделали лордом. В Стокгольме ему дали орден Полярной звезды. В Германии ученые-медики и поныне чтут его гений. Мать Оскара — леди Джейн Франчески Уайльд — светская дама, во вкусах и манерах которой был оттенок неумеренной театральности. Ей нравились символические жесты. Свои стихи она подписывала Speranza — Надежда, подчеркивая этим свою любовь к Ирландии.

 

С 1864 по 1871 год Оскар  Уайльд посещал Королевскую порторскую школу в Эннискиллене, а после этого продолжил образование сначала в Тринити-колледж, в Дублине, а затем в Колледже Святой Магдалины в Оксфорде, который окончил с отличием в 1878 году. В Оксфорде Уайльд имел репутацию не только эстета и денди, давая повод для обсуждений всему колледжу его причудливо декорированных комнат и колких острот, но и серьезного исследователя классической литературы и талантливого поэта (еще учась на последнем курсе, он выиграл престижную премию Ньюдигейт).

 

Ведомый жаждой литературной славы он в 1882 году отправился с циклом лекций по городам США и Канады, сопровождаемый ироническим хихиканьем американской прессы, что не мешало ему собирать скептически настроенные, но всегда большие аудитории. Одетый в темно-лиловый бархатный жакет с кружевными манжетами, в коротких штанах, заправленных в черные шелковые гетры, в ботинках с блестящими пряжками, он проповедовал свою доктрину эстетизма, прославляя искусство и все прекрасное. В Кэмдене, Нью-Джерси, состоялась его встреча с Уолтом Уитменом, перед которой он заявил: « Я пришел сюда как поэт, чтобы пообщаться с поэтом». Встреча была сердечной и искренней, и Уитмен позднее вспоминал Уайльда как « милого, очаровательного молодого человека ».

 

Образ, создаваемый Уайльдом для самого себя в своих стихах, углублялся и все больше приобретал черты эстетизма. Вскоре вокруг щеголеватого денди собралось общество восторженных молодых людей. Они увидели в новом Нарциссе проповедника высшего откровения. Даже свое жилище, несмотря на скудость средств, Уайльд об­ставил с претенциозной роскошью, где ковры, вазы, дра­пировки соседствовали с портретами знаменитых актрис и изображениями обнаженных девушек.

 

В Париже в 1884 году женился на Констанции Ллойд. В 1885 и в 1886 году у них родились сыновья, но семейному счастью не суждено было быть долгим. В 1886 году Оскар Уайльд познакомился с семнадцатилетним студентом Оксфорда Робертом Россом и был совращен им. Скоро Уайльду пришлось начать жить двойной жизнью, держа в полной тайне от жены и от своих респектабельных друзей то, что он все больше втягивался в круг молодых геев. 1891 год был необычайно плодотворным годом в его биографии. Именно в этот год увидела свет и сразу же стала пользоваться сногсшибательным успехом его повесть « Портрет Дориана Грея». В этом же году он познакомился с лордом Альфредом Дугласом — юношей, который был страстным поклонником его таланта и утверждал, что прочитал девять раз « Портрет Дориана Грея». Уайльд был восхищен красотой двадцатидвухлетнего лорда. Весной следующего года между ними уже возникла любовь. Дуглас был очаровательным, блестящим и обворожительным юношей; при этом он абсолютно пренебрегал всеми условностями света. Характер их связи никогда не подразумевал моногамии, и в какой-то момент Дуглас приобщил Уайльда к сомнительным удовольствиям в кругу молодых людей, которые за несколько фунтов и обед были готовы на все. Само собой разумеется, что все это рано или поздно должно было закончиться скандалом. Один из приятелей Дугласа каким-то образом завладел некоторыми письмами Уайльда к Дугласу, начал его шантажировать и Уайльд вынужден был выкупать эти письма. Какое-то время спустя часть писем все-таки попала в руки отца Дугласа, маркиза Квинсберри. Среди них было и знаменитое письмо, где Оскар Уайльд восторженно сравнивал Дугласа с Гиацинтом ( «Твоя сотканная из тонкого золота душа странствует между страстью и поэзией. Я верю в то, что нежно любимый Аполлоном Гиацинт был именно твоим воплощением в те античные дни»). Маркиз Квинсберри был возмущен и оскорблен таким явным подтверждением своих давних подозрений насчет сексуальных наклонностей сына и направил Уайльду небрежно набросанное оскорбительное письмо, начинавшееся со слов: «Оскару Уайльду — позеру и содомиту». Подстрекаемый Дугласом, который ненавидел своего отца, Оскар Уайльд немедленно возбудил против маркиза Квинсберри уголовное дело. Когда в соответствии с английским законом маркиз Квинсберри представил суду доказательство в виде списка из двенадцати молодых людей, которые были готовы подтвердить в суде то, что Оскар Уайльд приставал к ним с содомитскими предложениями, друзья посоветовали Уайльду отозвать иск из суда и срочно эмигрировать из Англии. Он отказался. Все получилось наоборот, и обвинения обернулись против Уайльда. Адвокат Уайльда был вынужден признать то, что маркиз Квинсберри справедливо назвал Уайльда содомитом. Не успел прозвучать оправдательный вердикт суда в отношении маркиза Квинсберри, как тут же было возбуждено уголовное дело за принуждение к содомии в отношении Уайльда и был выписан ордер на его арест.

 

Суд присяжных отказался вынести приговор по этому делу, судья назначил новый процесс, и 25 мая 1895 года Оскар Уайльд был приговорен к двум годам каторжных работ — это было максимально возможное наказание по этой статье обвинения. Судья при вынесении приговора сказал: « На мой взгляд, это наказание слишком мягкое за все содеянное этим человеком».

 

В мае 1897 года Оскар Уайльд был выпущен из Редингской тюрьмы. Не имея средств к существованию, с подорванным здоровьем, он уехал из Англии во Францию, где встретился с Дугласом (который вместе с Робертом Россом во время судебного процесса покинул Англию). Он поселился в Париже, в скромной квартирке под именем Себастьяна Мельмона. 30 ноября 1900 года в возрасте 46 лет Оскар Уайльд умер на чужбине от менин­гита. Перед смертью он сказал своему другу Роберту Рос­су: «Я не переживу нашего века. Уйду вместе с ним. Мы были созданы друг для друга, а будущему столетию я не мог бы дать ничего нового». Похоронили Оскара Уайльда в пред­местье Парижа, на кладбище в Банье. В последний путь его проводили чуть больше двадцати человек.

 

Каждое свое произведение Уайльд подписывал, прибавляя к своему имени титул  «уранист», что в XIX веке было эквивалентно слову «гомосексуал». В тюрьме он написал пропитанное болью «De Profundis» — длинное письмо к Дугласу. Его пространная поэма «Баллада Редингской тюрьмы»,  (Каждый — сам убийца своей любви... Поцелуй — это орудие убийства предателя , Меч — это орудие убийства храброго воина) стала его единственным литературным произведением, опубликованным после выхода из тюрьмы.

 

Трагический излом его судьбы — вознесение на вершину успеха и быстрое падение вниз, сопровождаемое громкими скандалами, — существенным образом повлиял на общественное мнение. Если в то время прозвучавший над ним приговор суда вызвал озноб страха среди членов уже существовавших подпольных однополых сообществ, в наши дни суд над ним воспринимается как яркий эпизод, позволивший на весь мир заявить о существовании и в природе однополой любви — той реальности, которая утвердилась в современной жизни. Судьбу Оскара Уайльда можно назвать блистательной катастрофой, и после нее ни общественные мнения, ни частные суждения о природе  чувства уже никогда не будут такими, какими были до него.

 

Библиография:

 

Пьесы:

  • «Вера, или Нигилисты» (1880);
  • «Герцогиня Падуанская» (1883);
  • «Саломея» (1891, исполнена впервые в 1896 в Париже);
  • «Веер леди Уиндермир» (1892);
  • «Женщина, не стоящая внимания» (1893);
  • «Идеальный муж» (1895);
  • «Как важно быть серьёзным» (1895);
  • «Святая блудница, или Женщина, покрытая драгоценностями» (фрагменты, опубл. в 1908);
  • «Флорентийская трагедия» (фрагменты, опубл. в 1908).

Романы:

  • «Портрет Дориана Грея» (1891). 

Повести и рассказы:

  • «Кентервильское привидение»;
  • «Преступление лорда Артура Сэвила»;
  • «Портрет господина У. Х.»;
  • «Натурщик-миллионер»;
  • «Сфинкс без загадки».

Сказки, (из сборника «Счастливый Принц»):

  • «Счастливый Принц»;
  • «Соловей и роза»;
  • «Великан-эгоист»;
  • «Преданный Друг»;
  • «Замечательная ракета». 

Сказки, (из сборника «Гранатовый домик»):

  • «Юный король»;
  • «День рождения Инфанты»;
  • «Рыбак и его Душа»;
  • «Мальчик-звезда». 

Поэмы:

  • «Равенна» (1878);
  • «Сад Эроса» (опубл. 1881);
  • «Мотив Итиса» (опубл. 1881);
  • «Хармид» (опубл. 1881);
  • «Пантея» (опубл. 1881);
  • «Humanitad» (опубл. 1881; лат. букв. «Во человечестве»);
  • «Сфинкс» (1894);
  • »Баллада Редингской тюрьмы» (1898). 

Стихотворения в прозе (пер. Ф. Сологуба):

  • «Поклонник» (The Disciple);
  • «Творящий благо» (The Doer of Good);
  • «Учитель» (The Master);
  • «Учитель мудрости» (The Teacher of Wisdom);
  • «Художник» (The Artist);
  • «Чертог суда» (The House of Judgement). 

Эссе:

  • «Душа человека при социализме» (1891; впервые опубл. в журнале «Фортнайтли ревью»).

Сборник «Замыслы» (1891):

  • «Упадок искусства лжи» (1889; впервые опубл. в журнале «Найтинс сенчури»);
  • «Кисть, перо и отрава» (1889; впервые опубл. в журнале «Фортнайтли ревью»);
  • «Критик как художник» (1890; впервые опубл. в журнале «Найтинс сенчури»);
  • «Истина масок» (1885; впервые опубл. в журнале «Найнтинс сенчури» под названием «Шекспир и сценический костюм»).

Письма:

  • De Profundis (лат. «Из глубины», или «Тюремная исповедь»; 1897) — письмо-исповедь, обращённая к его возлюбленному другу Альфреду Дугласу, над которым Уайльд работал в последние месяцы своего пребывания в Редингской тюрьме. В 1905 г. в берлинском журнале «Ди нойе Рундшау» друг и почитатель Оскара Роберт Росс опубликовал сокращённый вариант исповеди. Согласно завещанию Росса, её полный текст свет увидел лишь в 1962 г.
  • «Оскар Уайльд. Письма» — письма разных лет, объединённые в одну книгу, где собраны 214 писем Уайльда.

Источники информации:

Последнее редактирование ответа: 27.11.2012

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

Похожие вопросы

«Кем был Роберт Росс для Оскара Уайльда»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.