Мидия – древнее государство, а также древняя этногеографическая область на западе Ирана, от р. Аракс и гор Эльбурс на севере до границ Персиды (Фарса) на юге и от гор Загроса на западе до пустыни Дешт-и-Кевлер на востоке. Мидийское царство существовало в 670– 550 гг. до н. э. и в годы своего расцвета было гораздо шире границ этнической Мидии. Население – мидийцы (мидяне). От мидийцев не дошло пока никаких письменных памятников, поэтому их история восстанавливается на основании упоминаний о них в ассирийских анналах и в позднейших сочинениях греческих историков.
Специалисты полагают, что родственные друг другу мидийские и персидские племена пришли на Иранское плато из Средней Азии (по другой версии, с Северного Кавказа вокруг Каспийского моря) не позже начала I тысячелетия до н.э. (возможно, даже ранее). Мидийцы осели в Северном Иране, а персы – на юге, в современной провинции Фарс (Персида греческих авторов), в районе древнего эламского Аншана. В последующие века мидяне постепенно ассимилировали неарийские племена кутиев, лулубеев и касситов, с древнейших времен населявших территорию Ирана.
В IX–VIII вв. до н.э. мидяне образовывали множество мелких городов-государств, сохраняя при этом также племенные связи. Необходимость отражать ассирийские нашествия ускорила объединение мелких княжеств. К концу VIII в. Мидия была покорена ассирийцами, однако около 673 до н. э. мидийцы подняли восстание против ассирийского господства, которое возглавили некто Каштарити и еще два вождя. В союзе с мидийцами выступали родственные им скифы, а также маннеи (жители Манны), и в итоге Мидия добилась независимости. Страной стала править местная династия. Поскольку древнегреческий историк Геродот указывает, что в это время Мидией правил царь Фраорт, некоторые современные ученые отождествляют Каштарити и Фраорта (перс. Фравартиш, 673–652 гг. до н.э.).
Фравартиш был сыном судьи Дайукку (правил ок. 727–675 до н.э.). По свидетельству Геродота, Дайукку отличался справедливостью и завоевал большой авторитет среди своих соплеменников, разрешая их споры по различным вопросам, в то время как по всей Мидии царило полное беззаконие. За эти качества жители деревни, где жил Дайукку, избрали его судьёй. Честно исполняя эту должность в течение нескольких лет, он заслужил громкую славу своей справедливостью. Между тем, беззакония в стране, которой угрожало иго ассирийцев, усиливались. Тогда мидийцы избрали Дайукку царём. Сделавшись правителем, он объединил в единый союз шесть мидийских племён – бусов, паретакенов, струхатов, аризантов, будиев и магов. В качестве своей резиденции Дайукку велел построить город Экбатаны, название которого в форме Хагматана («место собраний») встречается в персидских надписях и который, возможно, находился на месте современного Хамадана (Иран). Греческий историк Полибий (II в. до н. э.) сохранил более точное описание древней столицы Мидии, которое подтверждается другими источниками. Очевидно, в это время Мидия представляла собой союз племён, в котором царили обычаи военно-племенной демократии, когда верховного вождя племенного союза выбирали на общей сходке в «месте собраний».
Согласно Геродоту, Фраорт (Фравартиш) объединил мидийские и другие иранские племена, и в 653–652 гг. предпринял поход против Ассирии, который, однако, кончился поражением и гибелью самого Фраорта. По-видимому, мидийцв потерпели поражение от скифов, перешедших на сторону ассирийцев. В 625 г. царем Мидии стал сын Фраорта Киаксар (перс. Увахшатра). Он нанес поражение скифам, создал регулярную армию вместо племенного ополчения и распределил её по родам оружия (копьеносцы, лучники и конница). В конце VII в. до н.э. мидийская армия ко главе с Киаксаром выступила против Ассирии, которая тогда воевала с вавилонянами, и, нанеся ей решающие поражения, захватила Северную Месопотамию. Затем Киаксару удалось захватить Гирканию и Парфию к востоку и юго-востоку от Каспийского моря, Персию, Элам, Манну, Урарту и часть Малой Азии.
Когда в 590 г. мидийская армия достигла р. Галис (совр. Кызыл-Ирмах) в Малой Азии, царь Лидии Алиатт, обеспокоенный завоеваниями Киаксара, выступил против него. В течение пяти лет война между Лидией и Мидией продолжалась с переменным успехом. 28 мая 585 г. во время битвы на р. Галис произошло солнечное затмение, которое было воспринято обеими сторонами как плохое предзнаменование. Поэтому сражение прекратили и вскоре заключили мирный договор, установив границей между Лидией и мидийской державой реку Галис. Таким образом, к концу царствования Увахштры мидийцы оказались на вершине могущества, завладев всем нынешним Ираном, Армянским нагорьем, Северной Месопотамией и востоком Малой Азии. В это время Мидия была центром материальной и духовной культуры Ирана, которую впоследствии развивали персы.
Однако Мидийская держава была рыхлым образованием, включавшим полузависимые, подчиненные царства и племена. Мидийский царь носил титул «Царя царей», но это отражало не его вселенские притязания (как это стали истолковывать позже), а тот факт, что он изначально был просто «первым среди равных» вассальных царей.
В 584 г. царем Мидии стал сын Киаксара Иштувегу (греч. Астиаг). Он попытался укрепить царскую власть, чем вызвал оппозицию вельмож. В конце его царствования Мидия оказалась завоёвана вассальным персидским царём Киром II – как говорят предания, при активной помощи недовольных Иштувегу мидийских вельмож. Персы были родственны мидийцам, сам Кир по матери принадлежал к мидийскому царскому роду и, согласно Геродоту, был внуком Иштувегу. Об этой войне известно очень мало, ясно лишь, что она длилась три года и была очень напряжённой. Сначала удача вроде бы была на стороне мидийской армии. Иштувегу сумел разбить персов в открытом сражении и подступить к их столице Пасагардам. Но здесь он потерпел поражение, как будто потому, что большая часть мидийской знати изменила Иштувегу и перешла на сторону Кира. Иштувегу и оставшейся части верных мидийцев пришлось отступить.
Последнее сражение произошло около 550 до н.э. под стенами мидийской столицы. Здесь армия Мидии была разбита, а сам Иштувегу был взят в плен. Однако историки расходятся в мнениях по поводу последующей судьбе Иштувегу. Геродот пишет, что персы заключили того в тюрьму, где он и умер, греческий историк Ктесиас упоминает, что Иштувегу был назначен правителем Парфии, а по третьей версии сослан в ссылку в Гирканию. Говорится, что после этого, под предлогом поездки к дочери, персы завели Иштувегу в пустыню и бросили там. Как бы то ни было, со смертью Иштувегу Мидийское царство прекратило свое существование. Покорив Мидию, Кир в течение следующих двух лет захватил Парфию и Гирканию, входившие в состав бывшей Мидийской державы, а в 546 г. персы покорили и Лидию в Малой Азии, которая в то время наряду с Вавилонией и Египтом была одним из крупнейших государств Ближнего Востока.
Судя по всему, мятежные мидийские вельможи рассматривали победу персов как удачный дворцовый переворот. Однако их надежды были обмануты: в течение одного поколения мидийцы были оттеснены от всех значительных постов и могли занимать лишь второстепенные должности в мировой державе Ахеменидов, а сама Мидия платила дань персам наряду с прочими покорёнными народами. Впрочем, Экбатаны продолжали считаться одной из столиц персидских (а затем парфянских) царей, где они предпочитали проводить знойные летние месяцы.
При царе Дарии, когда правитель был занят подавлением восстаний в Эламе, почти вся Мидия оказалась в руках Фравартиша (Фраорта II), который утверждал, что происходит из рода царя Киаксара. Это восстание было одним из наиболее опасных, и Дарий сам выступил против мятежников. Мидийцы потерпели поражение, а Фравартиш попал в плен и был приведен к Дарию, который лично жестоко расправился с побежденным. Он отрезал ему нос, уши и язык, выколол глаз. После этого Фравартиша отвезли в Экбатаны и посадили там на кол. Туда же были доставлены и заключены в крепость ближайшие помощники Фравартиша, с которых затем содрали кожу. Мидия, до тех пор находившаяся на равных правах с Персией, была низведена на положение одной из рядовых провинций (сатрапий).
В правление Александра Македонского Мидия стала одним из его владений. После смерти Александра последний сатрап Мидии Атурпатак (Атропат) провозгласил себя царём на севере своей бывшей сатрапии, в районе озера Урмия, основав таким образом государство «Малая Мидия», иначе «Мидия Атропатена», или просто «Атропатена» (по некоторым данным, отсюда происходит название Азербайджан).
Мидийский этнос под властью разных правителей существовал до конца античности. Он впитывал в себя различные, в том числе и тюркские, элементы. Мидийцы были очень близки к персам и по языку, и по религии, и по обычаям. О внешнем виде и одежде мидян в этот ранний период ассирийское искусство оставило нам общее, но не лишенное противоречий изображение. Рельефы Саргонидов показывают их людьми среднего роста, коротко стрижеными (по другим сведениям, у них были, как и у персов, длинные волосы и бороды), носящими плащи из овчины или накидки из шкуры леопарда. На них зашнурованные сапожки, доходящие до икры ноги, остроконечные шапки с широкими лентами на лбу или падающими тремя складками – обычная одежда людей, живущих в холодных районах; как все иранцы, они носили штаны, а на поясе – акинак (среднее между длинным кинжалом и коротким мечом), бывший отличительным признаком свободного мужчины.
Мидийские пехотницы были вооружены короткими копьями и плетеными, обтянутыми кожей щитами. Но в отличие от персов, сражавшихся в пешем строю, мидийцы славились своей конницей. Мидийский царь сражался в центре войска, стоя на ассирийской колеснице – обычай, перенятый персами. Как и все иранские народы, мидийцы использовали пластинчатые доспехи, покрывавшие и всадников, и коней.
Среди мидийцев более, чем среди персов, был разспространен зороастризм, возможно, бывший государственной религией при Иштувегу. Недаром зороастрийские священнослужители-маги происходили из одноименного мидийского племени и впоследствии сохранили это название.
Вопрос о мидийском языке остается дискуссионным. Одни учёные (например, И.М. Дьяконов. История Мидии, М.-Л., 1956) принимают существование единого мидийского языка; другие (например, О.Л. Вильчевский. Курды, М., 1961) отрицают это, считая, что мидийцы говорили на нескольких диалектах, которые наряду с персидским, составляли единый древнеиранский язык. Это аргументируется тем, что языки, которые можно считать потомками мидийского (талышский, курдский), не демонстрируют необходимой степени родства. Во всяком случае, можно полагать, что общим языком в Мидии был диалект Экбатанского округа (по общему правилу, согласно которому государственный язык – это, за немногими исключениями, язык столицы и двора). Письменность у мидийцев, несомненно, существовала, но памятников её не обнаружено. Замечательно, что клинописное письмо, которым записаны персов тексты на персидском языке, представляет собой приспособленную к персидскому языку урартскую клинопись — следовательно, она могла попасть к персам только через мидийцев. Мидийское происхождение (по особенностям произношения) видят в некоторых слова древнеперсидского языка, относящиеся к социальной и государственной сфере, например слово «сатрап». В наше время потомками мидийцев считают себя курды, талыши и носители центральноиранских диалектов.
В конце ХХ века среди историков начался пересмотр традиционных представлений о Мидийской империи. Начало новому подходу положила X. Санчиси-Верденбург, которая в 1988 г. поставила вопрос: действительно ли существовала Мидийская империя? При ответе на него специалисты по античной историографии, историки ахеменидского периода и археологи разошлись во мнениях о характере Мидийского государства. Некоторые авторы начали «выводить» из состава Мидии одну за другой ее предполагаемые провинции и вассальные царства (Персию, Элам, Ассирию, Харран, Армению, Каппадокию. Дрангиану, Парфию и Арейю). Таким образом, Мидию стали превращаться в примитивное государственное образование, влияние и контуры которого ограничивались территорией города Экбатаны с прилегающей областью. Другие же историки придерживались традиционных представлений, основанных на античной традиции.
Такая противоречивая эволюция знаний о Мидии нашла отражение на конференции под названием «Продолжение империи (?): Ассирия, Мидия и Персия», проведенной в рамках программы сотрудничества между университетами Падуи, Инсбрука и Мюнхена в 2001 г. На ней преобладали доклады, авторы которых считали, что Мидийское царство было лишь «федерацией», не обладавшей реальными средствами для управления государством на огромной территории от Персии до Центральной Анатолии. При обсуждении некоторых вопросов участники конференции пришли к общему мнению относительно роли Мидии в древней истории, а в других остаются большие разногласия. Археологи, ассириологи и античники могут прийти к совершенно противоположным мнениям, хотя они и основываются на одних и тех же источниках. Некоторые из них придерживаются максималистского взгляда, относя к подвластным Мидии территориям области от западных отрогов Загроса и Восточной Ассирии до Урарту и Персии, а минималистский взгляд сводит территорию Мидии к ничтожному пространству вокруг Экбатан. По-видимому, истину следует искать где-то между этими крайностями. Описание Геродотом мидийцев как огромного этноса со столицей в Экбатанах не подтверждается письменными и археологическими источниками, однако и не опровергается ими.
Так или иначе, во многих вопросах и в наши дни «история мидян темна и непонятна».
Источники:
Дополнительно от Генон: