Каталитический конвертер — нейтрализатор (англ. catalytic converter) — устройство в выхлопной системе автомобиля, предназначенное для снижения токсичности отработавших газов посредством восстановления оксидов азота и использования полученного кислорода для дожига угарного газа и недогоревших углеводородов. Степень очистки газов в исправном нейтрализаторе достигает 90-95 %.
Каталитический нейтрализатор расположен после выпускного коллектора, который прикреплен непосредственно к ДВС (двигателю внутреннего сгорания). Обе системы не разъемны. Поэтому, в случае выхода из строя каталитического нейтрализатора, замене подлежат обе детали. Сам каталитический нейтрализатор окружен защитным термоэкраном для предотвращения возгорания в подкапотном пространстве автомобиля, т.к. температура нейтрализатора в рабочем состоянии достигает 600° С и выше.
Внутри корпуса каталитического нейтрализатора находится керамическая сотовая конструкция, покрытая тончайшим слоем специального сплава — катализатора, содержащего платину, родий и палладий. Именно эти драгоценные металлы и определяют высокую стоимость каталитических нейтрализаторов, цена которых может достигать 30 тысяч рублей.
Очистка газов проходит следующим образом: недогоревшие остатки окиси углерода (CO), углеродов (CH) и окислов азота (NO) «омывают» поверхность каталитического слоя, и, когда внутри конструкции температура достигает «критического» значения 270° С, начинается реакция окисления. Окись углерода превращается в двуокись (углекислый газ), углеводороды превращаются в воду и опять же двуокись углерода, а окислы азота превращаются в воду и азот. Все это для окружающей среды менее вредно.
Каталитические нейтрализаторы не влияют на потребление топлива. Но при наличии катализатора слегка возрастает обратное давление выхлопных газов, от чего двигатель теряет 2-3 л.с. Однако, установка каталитического нейтрализатора — не идеальное решение. Теоретически, каталитический нейтрализатор должен служить бесконечно, так как драгоценные металлы (платина, родий и палладий) служат лишь катализатором, который при химической реакции, как известно, не расходуется. На практике же катализаторы имеют ограниченные сроки эксплуатации.
О причинах выхода из строя катализатора можно почитать здесь:
Источники информации:
Дополнительные ссылки на Genon.ru: