Популярные ответы
Тейлстрайк (англ. Tailstrike — буквально «удар хвостом») — авиационное происшествие, при котором воздушное судно на взлёте или посадке получает повреждения хвостовой части в результате касания с взлётно-посадочной полосой. После полного устранения полученных при тейлстрайке повреждений самолёт обычно годен для дальнейшей лётной эксплуатации.
Во время взлёта тейлстрайк происходит, если пилот слишком круто поднимает самолёт в воздух (высокий угол атаки). При посадке самолёт ударяет хвостовой частью о взлётно-посадочную полосу (ВПП), если в момент приземления пилот берёт руль высоты на себя и тем самым задирает нос судна. Для минимизации последствий тейлстрайка на некоторых самолётах сзади установлены небольшие хвостовые колёса (англ. tailwheels) или механические амортизаторы, препятствующие касанию взлётно-посадочной полосы корпусом самолёта. На российских самолётах Sukhoi Superjet 100 используется алгоритмическая защита от касания хвостом взлётно-посадочной полосы, что позволило отказаться от использования механических амортизаторов.
По заявлениям специалистов, касание земли хвостом самолёта по время взлёта — нередкая (и, как правило, неопасная) авария. Однако после каждого тейлстрайка самолёт надо тщательно осмотреть. Если оказалось, что задета гермокабина, самолёту требуется сложный и дорогой ремонт; одна из авиакомпаний оценила потери от каждого тейлстрайка в 12 млн долларов. Недостаточно осмотренный и отремонтированный фюзеляж может привести к полному разрушению самолёта из-за перепадов давления много лет спустя (Токио-1985, Тайваньский пролив-2002).
Тейлстрайк происходил в трагическом инциденте с самолётами при столкновении в аэропорту Лос-Родеос, а также с рейсом Emirates Flight 407.
Причины удара хвостом самолётом
Специалисты «Боинга» выделяют пять основных причин удара хвостом на взлёте:
- Неверное положение триммеров стабилизатора — обычно потому, что в полётный компьютер введена неверная информация. Если триммер оказывается в положении «на подъём», самолёт может слишком резко подняться, как только пилот потянет штурвал.
- Штурвал берётся на себя слишком рано, когда взлётная скорость ещё не достигнута — либо из-за нештатной ситуации на взлёте, либо из-за неверной информации в полётном компьютере.
- Штурвал слишком энергично берётся на себя — обычно при переучивании с прямого управления на бустерное.
- Неверное истолкование показаний директорной системы. У земли она серьёзно «врёт» по каналу тангажа.
- Сильный порывистый ветер.
На посадке причины таковы:
- Грубый подход к порогу ВПП. Утверждается, что опустившиеся на 500 футов (150 м) и не стабилизировавшиеся не успеют выровнять самолёт, что может привести и к тейлстрайку.
- Слишком долгое удержание самолёта носом вверх, обычно ради эфемерной «мягкой посадки». На современных (2000-е годы) самолётах, если вертикальная скорость в рамках РЛЭ, всё в порядке, и не надо излишне снижать её, особенно на мокрой полосе.
- Лётчик не справился с боковым ветром.
- Штурвал слишком энергично берётся на себя при уходе на второй круг.
Источники и дополнительная информация: