PageRank (PR) — применяемый поисковиком Google показатель степени авторитетности отдельно взятой веб-страницы. PageRank определяется не для сайта в целом, а для каждой его страницы. Впрочем, иногда для приблизительной оценки качества продвижения сайта говорят от PageRank сайта, подразумевая PageRank его главной страницы, которая обычно имеет наивысший PageRank на сайте.
Два типа PR. Следует различать внутреннее значение PageRank, лежащее в диапазоне от 0 до 1 и используемое при ранжировании результатов поиска, и выдаваемое вовне условное целочисленное значение в диапазоне от 0 до 10. Значение первого известно только Google, тогда как второе отображается на специальном тулбаре, устанавливаемом в браузере и потому его иногда называют тулбарным PageRank.
Как вычисляется PR. Внутреннее значение PageRank страницы определяется числом и качеством ссылок, ведущих на нее с других страниц. Вклад каждой ссылки прямо пропорционален ее PageRank и обратно пропорционален общему числу ссылок с нее. То есть, каждая страница «раздает» свой PageRank по своим ссылкам. При суммировании вкладов ссылающихся страниц Google применяет понижающий коэффициент, своеобразный коэффициент затухания, значение которого может меняться, но обычно составляет около 0,85.
Формула PR. Приближенная формула для вычисления PageRank страницы Y, на которую ссылаются страницы X1, X2, ..., Xn выглядит так:
PR(Y) = (1 – Kz)/N + Kz*PR(X1)/L(X1) + Kz*PR(X2)/L(X2) + … + Kz*PR(Xn)/L(Xn),
где
N — общее число страниц, проиндексированных поисковой системой,
Kz — коэффициент затухания (около 0,85),
PR(X) — PageRank страницы X,
L(X) — количество ссылок на странице X.
Согласно этой формуле страница, на которую нет ссылок, получает PR обратно пропорциональный общему числу страниц в интернете. А если бы существовала страница, на которую ссылались бы все страницы в интернете, ее PR был бы равен 1.
Патент. Данный подход к вычислению PageRank был запатентован Ларри Пейджем, одним из основателей Google, и Корнелским университетом в январе 1998 года. Реальный алгоритм, применяемый Google имеет отличия, однако их характер является коммерческой тайной компании и лишь отдельные его аспекты специалистам по поисковой оптимизации удается выявить экспериментальным путем.
Повышение PR. Для повышения PageRank следует увеличивать количество ссылок, ведущих на вашу страницу с других страниц с высоким PageRank (в том числе, с других страниц вашего сайта). Однако учитываейте, что если на странице с высоким PageRank размещено много ссылок, ссылка с нее принесет вам немного пользы, поскольку ее PageRank, делится поравну между всеми ссылками.
Связь двух типов PR. Официальной информации о том, как связаны значения внутреннего и внешнего (тулбарного) PageRank нет. Однако приближенно можно считать, что одна ступень тулбарного PageRank соответствует внутреннего PageRank примерно в пять раз. Достичь PageRank на уровне 1-4 совсем несложно. Десяток ссылок со страниц PR=2 смогут «поднять» PR вышей страницы до 2-3; такой же результат можно получить при 2-3 ссылках со страниц с PR=4. Однако не надейтесь на быструю реакцию — значение тулбарного PageRank пересчитывается раз в 2-3 месяца. Для достижения PR=5-7 надо приложить немало знаний, времени и денег, а значений 8-10 достичь очень и очень сложно. В мире всего несколько сайтов имеют PR=10 (в частности, сайты google.com и www.adobe.com); в России таких сайтов нет.
Пессимизация. Известно, что на практике Google учитывает при подсчете PageRank не все ссылки. Например, отфильтровываются ссылки с сайтов, специально предназначенных для скопления ссылок. Также не учитываются ссылки со страниц Википедии и других ресурсов, где ссылки помечены атрибутом nofollow. Некоторые ссылки могут не только не учитываться, но и отрицательно сказаться на ранжировании ссылающегося сайта (такой эффект называется поисковой пессимизацией). В Google понимают, что вебмастер не в состоянии повлиять на входящие внешние ссылки, но полностью контролирует исходящие ссылки со своего сайта. Поэтому ссылки на сайт не могут повредить ему, но ссылки с сайта — могут. Следует внимательно относиться к сайтам, на которые вы ссылаетесь.
Для определения PageRank (внешнего) можно использовать следующие способы:
- Установить Google Toolbar в браузер Internet Exlplorer или Firefox. В нем значение PageRank текущей страницы отображается графически.
- Использовать страницу Проверка Google PageRank. Здесь можно ввести URL до 20 разных страниц и получить их PageRank в числовой форме.
- Воспользоваться Google PageRank Inspector. Этот скрипт, выводит PageRank всех страниц сайта.
- Использовать Site-Auditor. Это бесплатная утилита, позволяющая быстро собрать данные, необходимые для оценки видимости сайта в Рунете. В числе прочих параметров определяется PageRank главной страницы стайта.
Источники:
Дополнительно от Генон: