Пизанская башня (итал. Torre pendente di Pisa), 1360 — колокольная башня (кампанила), часть ансамбля городского собора Санта-Мария Ассунта в городе Пиза (Италия). Колокольня получила прозвище «Падающая башня» и всемирную известность благодаря тому, что она сильно наклонена и как бы «падает».
Круглая в плане башня, выполненная из камня и мрамора, вызывает восхищение своими грандиозными размерами, ажурностью и ощущением «эффекта падения». Высота восьмиярусной (считая звонницу) колокольни — 58,36 м над фундаментом, диаметр основания — 15,54 м, отклонение на уровне основания превышает 4 м. Башня имеет монолитное основание, ее центральный цилиндр выложен из кирпича. Толщина наружных стен уменьшается от основания к вершине (у основания — 4,9 м, на высоте галерей — 2,48 м).
Нижний ярус колокольни украшен 15 полуколоннами. Ажурность и легкость башне придают колонны с опирающимися на них округлыми арками, с проходами под ними. Над ними поднимается шесть ярусов «слепых» (без прохода внутрь) арочных галерей, по 30 колонн в каждом ярусе — таких же, как и аркады главного фасада собора. Этот мотив аркад объединяет весь ансамбль. В облике аркад, возможно, сказалось влияние византийской или мусульманской архитектурной традиции. Вопрос о возможных мусульманских влияниях интересен вдвойне, поскольку до сих пор не ясно, возникла ли идея отдельно стоящей колокольни в христианской церковной архитектуре под воздействием мусульманских минаретов, или, напротив, сами эти минареты, с высоты которых муэдзины призывали верующих на молитву, ведут свою родословную от христианских колоколен.
Наверху башни расположена нарядно украшенная звонница с колоколами. Внутри цилиндра колокольни идет винтовая лестница из 294 ступеней, по которой можно попасть на обзорную площадку.
Пизанский собор
«Падающая башня» строилась как колокольня при Пизанском соборе, возведение которого началось столетием ранее. Случилось это после победного морского сражения пизанцев против сарацин при Палермо в 1063 г. Первым строителем храма был архитектор Бускетто, вероятно, выходец из Греции. На это указывают как фамилия мастера, так и предложенная им композиция собора, восходящая к идеям византийской архитектуры V века.
После 1118 г. строительство Пизанского собора продолжил мастер Райнальдо. Он удлинил главный неф здания и возвел фасады. Именно ему принадлежит оформление главного фасада собора в виде нескольких рядов легких, изящных полукруглых аркад. В Тоскане не было принято украшать фасады церквей скульптурой, и мастер Райнальдо просто облицевал фасад белым и черным, с серо-голубым оттенком, камнем с мраморными инкрустациями. Под ярким южным солнцем Пизанский собор контрастирует с зеленью луга и, кажется, вбирает в себя все краски неба. Собор производит удивительное впечатление благодаря ювелирной отделке своих колонок и арочек, создающих ощущение игрушечности. Сколько же терпения и любви понадобилось мастерам, чтобы так тщательно и кропотливо соединять в единое целое множество мраморных деталей!
Архитектурный стиль сооружения приобрел известность под названием романо-пизанского. В черно-белой мраморной облицовке наружных стен также усматривают влияние ислама. Фасад первого этажа увенчан аркадами, а в верхней части декоративные аркады расположены в несколько ярусов друг над другом, уменьшаясь от центра к флангам и образуя фронтонную конструкцию. Собор с его средним и поперечным нефами и богато орнаментированным интерьером был окончательно достроен позже.
В основном строительство Пизанского собора было завершено в 1150-х годах. Такая сравнительно быстрая постройка объясняется тем, что мастера не тратили время на возведение сложных каменных сводов: перекрытие центрального нефа выполнено деревянным. Над порталами помещены красочные мозаичные панно. Интерьер собора украшают позолоченный потолок и многочисленные мраморные скульптуры. Скульптурные работы в храме связаны с именем выдающегося итальянского мастера Никколо Пизано. Его скульптуры напоминают искусство времен Римской империи времен раннего христианства. Многие исследователи усматривают в творчестве Пизано первые проблески эпохи Ренессанса («проторенессанс»). Дело отца продолжил его сын, Джованни Пизано, также много работавший над украшением храма.
В алтаре Пизанского собора возвышается колоссальная статуя Христа. Очень хороша мраморная готическая кафедра (амвон) — работы отца и сына Пизано, одна из главных достропримечательностей собора. Кафедра богато украшена скульптурой и рельефами работы Никколо Пизано, выполненными около 1260 г. Внутреннее убранство собора сильно пострадало во время пожара 1596 г.
В соборе находятся несколько захоронений различных исторических деятелей, среди которых — гробница германского императора Генриха VII.
Строительство Пизанской башни
Работы по строительству башни начались в 1174 г. Считается, что ее архитекторами были Бонанно Пизано и Гульельмо да Инсбрук (Вильгельм из Инсбрука). Фундамент колокольни был заложен на глубине трех метров на «подушке» из камня. Работы были приостановлены через 10 лет, когда было завершено возведение третьего колоннадного кольца, поскольку появились первые признаки наклона здания. Это объяснялось оседанием грунта, вызвавшего просадку фундамента на 30-40 см и отклонение башни от вертикали на 5 см. В 1275 г. работы вновь возобновились под руководством архитектора Джованни ди Симоне, который пытался выпрямить ось здания. Высота колокольни увеличилась на три этажа и достигла 48 м: в 1284 г. были завершены шесть этажей с лоджиями-галереями. Отклонение башни к тому времени составило более 90 см. В начале XIV в. на уровне шестого колоннадного кольца в больших проемах на ней были установлены колокола. Над шестым ярусом башни архитектор Томмазо ди Андрео Пизано возвел галерею со звонницей (1350–1372). В это время отклонение башни от вертикали составляло 1,43 м.
Работы по сохранению башни
Попытки решить проблему наклона башни начались еще во время строительства. Первая комиссия экспертов работала на ней в 1298 г., проверки проводились в 1396 г., в 1550 г., неоднократные в XVIII–XIX вв. До нашего времени на ней работали уже 15 комиссий. В 1935 г., чтобы сделать фундамент башни влагонепроницаемым, в него ввели жидкий цемент. В 1992 г. на высоте первой галереи и под карнизом памятника были наложены 18 стальных колец, покрытых специальным пластиком, которые должны были помешать дальнейшему проседанию здания. Для временного укрепления фундамента с северной стороны положили 600 тонн свинца, который в 1993 г. перенесли на платформу, соединенную с башней при помощи обручей.
* * *
В целом же Пизанский собор со своей «Падающей башней» и монументальным круглым баптистерием составляет исключительный по цельности и монументальному величию средневековый ансамбль. Он послужил образцом для многих других построек Тосканы.
Источники информации: