Фанк (англ. funk) — одно из основополагающих течений афроамериканской музыки. Термин обозначает музыкальное направление, наряду с соулом составляющее ритм-энд-блюз, а также — стиль танца под эту музыку. Формирование фанка началось в 60-х годах в противовес растущей коммерциализации ритм-энд-блюза. Основоположниками стиля явились Джеймс Браун, Джордж Клинтон и Слай Стоун.
Слово фанк — жаргонное, оно означает танцевать так, чтобы очень сильно взмокнуть. Слово «фанк» (Get funk!, Get funky!) джазмены употребляли с начала XX века, когда обращались к зрителям, наряду с ним употреблялось слово «сканк» (англ. skunk). Впоследствии слово фанк закрепилось за стилем музыки, который считается наиболее танцевальным во всём ритм-блюзе.
Фанк, прежде всего, является танцевальной музыкой, что определяет его музыкальные особенности: предельная синкопированность партий всех инструментов (синкопированный бас называется «фанкующим»), пульсирующий ритм, кричащий вокал, многократное повторение коротких мелодических фраз. Лари Грэхэму часто приписывают изобретение «ударной техники игры на басу» слэп, который стал отличительным элементом фанка. Гитаристы в фанковых группах играют в ритмичном стиле, часто используя эффект звука wah-wah. «Мёртвые» или приглушённые ноты используются в рифах, чтобы усилить ударные элементы. Джими Хендрикс был пионером фанк-рока. Последователем фанка в новом веке стал стиль синти-фанк.
Играть фанк — особое искусство, требующее от исполнителя предельно развитого ритмического чутья, отточенного профессионализма и раскованности. Изощренное синкопирование и фактурная полифония, тембровое богатство и острота звукоизвлечения, виртуозность солирования и мастерство ансамблевой импровизации, математический расчёт и живой, физический драйв, неиссякаемый нерв и отличное настроение — вот что такое фанк, хотя вряд ли суть его можно выразить словами.
История фанка
Фанк появился в середине 1960-х в США, как видоизменённый утяжелённый соул. Характерно, что изобретатель и «крёстный отец» фанка Джеймс Браун начинал, как певец соула и ритм-энд-блюза. Первой записью в стиле фанк считаются его песни «Papa’s Got a Brand New Bag» и «Funky Drummer» 1965-го года. Первоначально, фанк был только развлекательной музыкой («In the Midnight Hour» и «Funky Broadway» Уилсона Пикетта), но в контексте движения за права чернокожих получил и политическое звучание.
Классические записи фанка относятся к рубежу 60-х и 70-х гг. XX в., когда, помимо Джеймса Брауна и Джорджа Клинтона, большую популярность получили команды Sly & the Family Stone и Earth, Wind & Fire. В это время и позднее фанк влияет на рок и джаз, порождая переходные стили. Не избежала влияния фанка и альтернативная рок-музыка (Talking Heads, Minutemen). В 70-х одним из создателей и исполнителей стиля «электрофанк» был Херби Хэнкок, оказавший огромное влияние на развитие этого стиля. В середине 70-х выхолощенный и электризированный фанк даёт рождение диско. Фанк оказывает значительное влияние на развитие рок-музыки 90-х гг. во многом благодаря белым музыкантам и таким группам, как Red Hot Chili Peppers, Primus, Jamiroquai, Beastie Boys, и Spin Doctors.
В 1980-е гг. фанковые короли Майкл Джексон и Принс царят на олимпе не только (и не столько) ритм-энд-блюза, сколько мировой поп-музыки, что свидетельствует о способности стиля отвечать на музыкальные запросы самой разношёрстной публики. В 1980-х семплы фанк-хитов очень широко используются в хип-хопе; эта традиция продолжается и в 2000-е гг. такими влиятельными продюсерами, как The Neptunes. А ещё фанк используют в основе такие Hip-Hop-продюсеры как Madlib, Dj Premier, Pete Rock, J Dilla, Dr. Dre и многие другие.
Фанк в России
В России широкой экспансии фанка пока не произошло, но направление пользуется растущим спросом у российских ценителей музыки. Исполнители, работающие в самых разных жанрах, обращаются к фанку как к основе для творческих экспериментов. На сборнике, который назван в честь одного из хитов Джеймса Брауна — «I Feel Good», представлены все разновидности российской фанк-сцены. Это и классика жанра в исполнении Н. Арутюнова, и авторские сочинения других авторитетных музыкантов — В. Горского, А. Давидяна, А. Василенко, и творчество молодых музыкантов — джаззи-фанк от Funk You, рэп-фанк МД&С Павлова, фанк-хоп группы «Я и друг мой грузовик» и др.
Музыкальные стили, родившиеся от традиционного фанка и использующие его элементы:
- Hip-Hop
- House
- Urban
- Acid jazz
- Jazz-Funk
- Soul funk
- Philly soul
- Funk metal
- Funk rock
- G-Funk
- Bass music
- Quiet storm
- Smooth soul
- Neurofunk
- Freecore
- Breakbeat
- Breaks
- Breakfunk
- Locking
Источники:
Дополнительно на Genon.ru: