Авиаперелеты для многих из нас давно стали обыденностью. А ведь еще в начале ХХ века и летчики, и пассажиры воспринимали возможность парить над облаками как чудо.
Первый запуск пассажирского самолета состоялся 10 декабря 1913 года: с аэродрома в Санкт-Петербурге в небо поднялся биплан «Гранд» конструкции Игоря Сикорского, спроектированный на Русско-Балтийском вагонном заводе. Он был оснащен комфортабельным салоном с обогревом и освещением, имел на борту ресторан, комнаты для сна, ванну и туалет. Тогда же кабину пилота отделили от салона.
В феврале 1914 года «Гранд» впервые совершил демонстративный полет, в котором участвовали 16 пассажиров и собака. За штурвал сел сам авиаконструктор. В июне того же года Игорь Сикорский слетал из Петербурга в Киев и обратно, сделав всего одну посадку на промежуточном аэродроме. Но кто знает, как развивалась бы гражданская авиация в Европе, если бы не начало Первой мировой войны.
В том же 1914 году на другом конце света – в Соединенных Штатах Америки появилась первая авиакомпания «St. Petersburg Tampa Airboat Line», лайнеры которой стали совершать регулярные рейсы с восточного побережья полуострова на западное.
После окончания Первой мировой не у дел остались самолеты самых разных модификаций, а также опытные летчики и авиамеханики. Правительства европейских стран и частные фирмы стали создавать компании для авиаперевозок пассажиров. Уже в начале 1919 года воздушные суда летали из Берлина в Веймар, из Парижа в Брюссель и Лондон. В небе появились французские «Фарман F-60 Голиаф», способные перевозить 12 пассажиров – четверых в носовой кабине и восьмерых в хвосте. За этот год пассажирские самолеты перевезли около 5 тысяч человек.
7 октября 1919-го была создана старейшая из ныне действующих авиакомпания «KLM» – Королевские голландские авиалинии, а 17 мая 1920-го ее пилот Джерри Шоу на английском самолете DH-16 совершил первый перелет из Амстердама в Лондон. Его пассажирами были двое журналистов. Летели они в открытой кабине, поэтому авиакомпания выдала «первопроходцам» свитера, шлемы и теплые перчатки.
Постепенно авиатранспорт проникал во все столицы Европы. Лидером самолетостроения тогда была Франция, не хотела сдавать лидерских позиций и Германия.
В Советском Союзе первая пассажирская авиалиния по маршруту Москва–Харьков открылась в мае 1921 года. Через год регулярные воздушные сообщения начались между Москвой и Нижним Новгородом. 1 мая 1922-го начала работу советско-германская авиакомпания «Дерулюфт» (по-немецки – Deutsch-Russische Luftverkehrs). Тогда состоялся первый международный перелет немецкого пассажирского самолета «Дорнье-Меркур» по маршруту Москва–Смоленск–Каунас–Кенигсберг. Через 3 года авиалинию продлили до Берлина.
Международные перевозки людей развивала и Великобритания. В декабре 1922 года вошел в историю первый полет авиакомпании «Imperial Airways». В воздух поднялся двухмоторный летательный аппарат «Хедли Пэйдж» с 12 путешественниками на борту. Они располагались в ряд по 6 человек слева и справа у окон. В теплую погоду пассажир сам мог открыть окно, чтобы подышать свежим воздухом. Пилот и механик находились в открытой кабине на носу самолета. Летали эти аэропланы из Лондона в Париж, однако спрос на билеты был невелик. Публику отпугивал не только страх перед высотой и скоростью, но и цена «удовольствия» – 21 фунт (сегодня более 600 фунтов). Максимальная скорость полета в те времена составляла 175 километров в час.
9 февраля 1923 года в СССР была создана авиакомпания «Добролет» – будущий «Аэрофлот». Первыми самолетами здесь стали четыре «Юнкерс Ф-13». Каждый имел собственное имя: «ВСНХ» (Всесоюзный Совет Народного Хозяйства), «ОДВФ» (Общество Друзей Воздушного Флота), «Промбанк» и «Червонец».
В 1926 году немецкие пилоты на двух 3-моторных самолетах только что созданной авиакомпании «Deutsche Lufthansa» совершили перелет из Берлина в Пекин через весь Советский Союз. Это были пассажирские цельнометаллические «Юнкерс G-24», способные перевозить 9 пассажиров и развить скорость до 210 километров. В 1926-м регулярные авиарейсы открылись в США – самолеты «Тримотор» могли перевести 13 пассажиров. Всего через три года Америка стала лидером в воздушных перевозках. Суда авиакомпании «Western Air Express» перевозили всех желающих от Нью-Йорка до Тихого океана.
Первый 3-моторный советский самолет АНТ-9 поднялся в небо в мае 1929 года – в просторном салоне помещались 9 пассажиров, гардероб, багажное отделение и туалет. Летом этот аппарат, пилотируемый летчиком Михаилом Громовым, вылетел из Москвы, совершал посадки в Берлине, Париже, Риме, Марселе, Лондоне, затем снова в Париже, Берлине, Варшаве и вернулся в Москву. Общая протяженность маршрута составила более 9 тысяч километров.
Статистики подсчитали, что в 1929 году услугами авиаперевозок по всему миру воспользовались 434 тысячи человек.
В 1930-м на самолете американской авиакомпании «United Airlines» появилась первая стюардесса – бывшая медсестра Эллин Чёрч. В своем рейсе она обслуживала 11 человек. Это идея понравилось и другим перевозчикам. Вскоре стюардессы появились на многих воздушных судах, разнося пассажирам коктейли, обеды и кофе.
За годы, прошедшие с начала международных пассажирских перевозок, произошел колоссальный прогресс: простые самолеты с поршневыми двигателями, на бортах которых могли разместиться всего несколько человек, трансформировались в гигантские реактивные лайнеры, переносящих сотни людей через океаны. Благодаря развитию гражданской авиации создано более 56 млн рабочих мест. Воздушные маршруты соединили 40 тысяч городов по всей планете. В 2017 году, например, на регулярных авиарейсах во всем мире было перевезено более 4 миллиардов пассажиров, а значит благодаря эпохе стремительного освоения неба люди стали ближе друг другу.
Источник: https://1prof.by/news/v-mire/ot-vinta-kak-nachinalas-istoriya-mezhdu/