Аскольд и Дир, первые киевские князья, о которых упоминают летописные своды. Запись в Лаврентьевском своде (древн.) под разными годами сообщает, что Аскольд и Дир, дружинники Рюрика , ушли от него в Царьград вниз по Днепру, завладели по дороге Киевом и остались там княжить (862); в 866 году пошли на Царьград, но буря, поднявшаяся на море около города, благодаря молитве царя и патриарха Богородице, заставила их вернуться в Киев. В 882 году к Киеву с Севера пришел Олег с Игорем , обманом захватил и убил Аскольда и Дира, оправдывая свой поступок тем, что они не принадлежат к княжескому роду; А. был похоронен на горе Угорьской, Д. - у церкви св. Ирины. Эта запись является результатом переработки предания о том, что А. и Д. княжили в Киеве до прихода Олега и Игоря и были ими убиты. Начальный Свод, составленный в Печерском монастыре в 1095 году, проводя идею о единстве княжеского рода, дополнил это предание так, что А. и Д. оказывались не княжеского происхождения, а только рюриковыми дружинниками, и вложил в уста Игоря соответствующие этому слова. Известие о цареградском походе 866 года присоединено к именам А. и Д. тоже составителем Свода; оно взято из греческих источников, которые об А. и Д. не упоминают. Неоднократно было высказываемо предположение, что А. и Д. и княжили (арабский писатель X века Масуди говорит об одном славянском короле Дире) и были убиты не одновременно (см. Аскольдова могила). - Ср. М.С. Грушевский , "История Украины Руси", т. I; А.А. Шахматов , "Разыскание о древнейших русских летописных сводах", стр. 319 - 323. Б. Р.
Аскольд (предположительно др.-исл. Haskuldr или Hoskuldr, ?—882) — легендарный варяг, киевский князь в 864—882 гг. (правил совместно с Диром).
Свидетельства о жизни Аскольда (в древнерусском написании — Оскольда) противоречивы. В настоящее время более или менее общепринятой является версия, предложенная автором Повести временных лет, согласно которой Аскольд и Дир были дружинниками новгородского князя Рюрика, отпустившего их в поход на Константинополь. Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя и платили дань хазарам (в 864 году по летописной хронологии, дата условна).
С именем Аскольда связывают первый поход Руси на Константинополь (Царьград), датированный в летописи 866 годом. В «Окружном послании» константинопольского патриарха Фотия восточным патриаршим престолам, посвященном созыву Собора в Константинополе (867 год), упомянуто, что в результате этого похода произошло (в начале или середине 860-х годов) крещение Аскольда, его бояр и дружинников епископом, посланным патриархом Фотием, назывемое первым крещением Руси (Аскольдовым или Фотиевым). В 882 году Аскольд и Дир убиты князем Олегом, который обвинил их в незаконном захвате власти, поскольку они не принадлежали к роду Рюрика.
В разных источниках Аскольд выступает как самостоятельный, отдельный от Дира, правитель. Во время похода 860 года на Константинополь и при «первом крещении» византийские источники упоминают только одного вождя росов. Предполагается, что христианским именем Аскольда было имя Николая (Николы). Есть смелые предположения Б. А. Рыбакова о наличии в Древней Руси «аскольдова летописания», сведения из которого и дошли в составе Никоновской и Иоакимовской летописей. В них содержатся уникальные сведения о событиях 870-х годов: бегство части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, гибель сына Аскольда в борьбе с болгарами в 872 году, походы Аскольда на полочан в 872 году, кривичей (где Рюрик посадил своих наместников) и печенегов в 875 году. Поход руси на Царьград (860), отнесённый Повесть времмених лет к 866 году, датирован 874-875 годами.
Имя Аскольда принятая в науке версия выводит от древнеисландского Haskuldr или Hoskuldr, что объясняется скандинавским происхождением князя. По другой версии — имя имеет местные, славянские корни. Б. А. Рыбаков считал, что имя Осколд может происходить от старинного племенного самоназвания поднепровских жителей: сколотов.
Существует версия, что, Аскольд и Дир это не два разных князя, а один князь.
Дир — легендарный варяг, овладевший вместе с Аскольдом Киевом и убитый вместе с ним новгородским князем Олегом.
Согласно летописным данным, являлся боярином новгородского князя Рюрика. Вместе с Аскольдом они якобы спустились вниз по Днепру до Киева в земле полян, которые в это время не имели князя и платили дань хазарам, и сели там князьями. Далее в Летописи сообщается, что в 866 году под предводительством Дира и Аскольда Русь совершила первый поход на Константинополь, а в византийских источниках указано, что поход был в 860 году, затем примерно в 882 году преемник Рюрика, новгородский князь Олег позже прозванный Вещим Олегом, захватил Киев, и по легенде завлёк обманным путем Дира и Аскольда к своей ладье и умертвил обоих по причине нелигитимности их правления (отсутствия княжеского достоинства), представив им Игоря, сына Рюрика.
По другой гипотезе, Аскольд и Дир правили в разное время. Упоминание о Дире иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди (сер. X века), о неком могущественном славянском правителе: «Первый из славянских царей есть царь Дира, он имеет обширные города и многие обитаемые страны, мусульманские купцы прибывают в его землю с различного рода товарами». Следовательно, Дир мог править либо после Аскольда, либо еще до его прихода.
Аскольд в ряде летописей упоминается как самостоятельный правитель, которому и приписывается поход руси на Константинополь 860 года и последовавшее за ним принятие христианства. Аскольд и Дир, якобы убитые Олегом вместе, были похоронены в различных местах: "И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины". Всё это свидетельстует об искусственном соединении в летописи Аскольда и Дира, что, возможно, произошло из-за неверного прочтения скандинаского написания имени Аскольда - Hoskuldr, а также под влиянием местных легенд о Дире и его могиле.
Но наиболее вероятной является версия, согласно которой такого князя, как отдельного человека, не существовало вообще, потому что Дир - это кличка князя Аскольда, существоание которого практически не визвыает ни каких сомнений и даже место его достоверно известно (Аскольдова могила в Киеве).
Еще известный советский историк-словяновед академик Рыбаков Борис Александрович, вопреки официальной исторической науке писал, что "личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Оскольду, потому что при описании их совместных действий, граматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц".
Происхождение имени князя до настоящего времени вызывает вопросы. Распространённая историческая версия выводила его из скандинавского „dyr“ или „djur“ - «зверь», что объяснялось скандинавским происхождением Дира. По другим версиям — кличка имеет славянские или тюркские (хазарские или булгарские) корни. Ян Длугош утверждал, что Дир происходил из полянской княжеской династии, основанной Кием. По мнению различных историков[источник?] — это тюркское или славянское имя, сравнимое с именами князей Буса и Кия.
В соответствии с аль-Масуди, Дира можно отождествить с «царём славян», к которому кавказское племя санарийцев в 850-х годах обратилось за помощью против арабского халифа. Этот «царь славян» был поставлен автором IX века ал-Йа'куби наравне с правителями Византии и Хазарии. Если бы это было действительно так, то Дир мог бы воспользоваться соперничеством хазар и руси, усилившимся в конце 830-х и в 840-е гг., для получения независимости от Хазарского каганата, а затем, к 860 году, передать власть варягу Аскольду из руси. В.Н. Татищев, опираясь на «Иоакимовскую летопись», полагал, что приглашение Аскольда в Киев произошло из-за отсутствия у полян правителя, то есть, как полагают другие историки, после смерти Дира.
Впрочем, Татищев считал появление Дира ошибкой в прочтении текста летописи. Эти противоречия исчезают, когда выясняется, что на самом деле „dyr“ или „djur“ — это не скандинавское слово, а готское, хотя означает именно «зверь». В VIII в. между Днепром и Доном существовало государство остготов. Под влиянием христианского учения, которое им проповедовал византийский епископ Ульфила, остготы утратили свою воинственность и за это попалатились гибелью государства: его разгромили гунны. Часть готских племён пошла на запад, прочие — на север. В древние времена Швецию называли Готией. Князь Аскольд родился в скандинавской колонии на реке Ладога, по происхождению он был готом. Его имя - Аскольд (Ashold или Asholt) в переводе с готского означает «честь ариев». Такое имя давали будущим воинам.
Источники: