Перечислим проблемы, возникающие на рынке удаленной работы, фундаментом которых является несоблюдение правил этики.
1. Отсутствие ответов на проекты от реально подходящих исполнителей.
Это наиболее распространенная и сложная проблема одновременно. Распространенная потому, что большинство интересных проектов действительно имеют реальный риск не найти своего исполнителя (и это при том, что реально подходящий исполнитель может ознакомиться с этим проектом, но «пройти мимо»). А сложная – из-за невозможности достоверно просчитать количество несовершенных или неудачных сделок по проектам из-за неподходящих кандидатур.
Причина: работодатель неточно, неясно указывает детали проекта, допускает грубые орфографические и стилистические ошибки, несвоевременно отвечает на запросы.
2. Значительная потеря времени на поиске проектов, исполнителей.
Пожалуй, самая экономически расточительная часть на рынке дистанционной работы. Потери времени могут измеряться часами, днями и даже неделями! Это неизбежно приводит к различным накладкам, потребности сделать проект срочно, а также повышает стрессовую составляющую в работе для обоих контрагентов, что обязательно сказывается на цене.
Причина: работодатель проявляет банальную лень в поиске необходимого ему специалиста, что увеличивает риск найти неподходящую кандидатуру с соответствующей результативностью. Также значительная часть работодателей допускает еще одну ошибку: оттягивают время публикации проекта до последнего момента, когда не каждый фрилансер становится способным решить его задачу. Здесь же стоит добавить появление так называемых «фейковых проектов», т. е. проектов, которые заказчик и не думает реализовывать, а использует для сбора определенной информации.
3. Антипатия, возникающая в ходе общения между заказчиком и исполнителем.
Опытные заказчики и фрилансеры в своей карьере обязательно сталкивались с пренебрежительным отношением к себе со стороны контрагента. Как правило, это приводит либо к быстрому разрыву отношений, либо контрпродуктивному сотрудничеству с весьма широким спектром последствий.
Причина: гордыня, которая может проявляться как со стороны заказчика (основная предпосылка – наличие денег как источника «безграничного права»), так и со стороны фрилансера (мотивом может служить наличие рейтингов, портфолио, именитых клиентов и прочего). Варианты проявления неуважения разнообразны: от небрежности в обращении (панибратство, применение жаргона и нецензурных слов, значительные перерывы во времени ответа) до грубого срыва соглашений (нарушение сроков, несоблюдение техзадания, несвоевременная предоплата/оплата).
4. Реализация сомнительных проектов.
В данном случае под сомнительными понимаются проекты, способные нанести вред социуму, но не запрещенные напрямую законодательно. В качестве примера можно указать онлайн-казино, астрологические и «магические» ресурсы, распространение алкогольной и табачной продукции, пропаганда эротики и насилия, спам и близкие к мошенничеству действия. Сюда же можно отнести некачественный контент, способный ввести в заблуждение и даже причинить определенный вред при практическом применении указанных рекомендаций (медицинские, технические, юридические и т.п. ресурсы).
5. Обман.
Возможно, самая острая проблема современного рынка удаленной работы. Проблема, которая грозит и заказчику, и исполнителю практически в равной степени. Предполагается, что обман – одноразовая акция, направленная на быстрое получение результата без определенных усилий (готовая работа без оплаты для заказчика, либо предоплатные деньги без работы для фрилансера). Однако практика показывает, что один и тот же человек способен обманывать многих контрагентов определенное время.
Причина: отсутствие каких-либо сдерживающих мотивов со стороны обманывающего, грубое неуважение не просто к определенному человеку, но к обществу вообще.
6. Шантаж.
Являясь довольно редким явлением на фрилансе, тем не менее, шантаж способен проявляться в определенных условиях: если заказчик начинает угрожать нивелированием репутации фрилансера (путем написания негативного отзыва, необоснованных жалоб в администрацию ресурса и т.п.) или же в случае, когда фрилансер необоснованно предъявляет претензии добросовестному заказчику при неоплате заведомо некачественной работы.
Причина: для заказчика – такая же, как и при обмане, для фрилансера – помимо того же может выражаться в непрофессионализме и гордыне.
7. Недобросовестная конкуренция.
Нечастая проблема фриланса, проявляющаяся в активном использовании запрещенных методов конкурентной борьбы со стороны потенциального исполнителя проекта. К таковым методам можно отнести множественную регистрацию и ответ с нескольких аккаунтов на один проект, искусственное занижение цены (при обозначенном заказчиком ценовом диапазоне), клевета в отношении других кандидатов на проект, использование чужих работ в портфолио (что также входит в категорию обмана). Характерно, что подобные методы могут сработать лишь при их поддержке контрагента – заказчика, который наверняка должен понимать, кто стремится получить его проект.
Причина: как правило – непрофессионализм, а также нежелание фрилансера развиваться в своей сфере.
Приведена лишь часть проблем, наиболее характерных для фриланса. Перечисленные проблемы вполне могут быть взаимопроникающими, порождающими новые «трещины» в отношениях работодателя и фрилансера (а также отдельно между работодателями и коллегами по удаленной работе).
Как же минимизировать риски возникновения нежелательных сценариев в отношениях? Как выстроить этичный бизнес при сотрудничестве с удаленными работниками? Это важнейшие вопросы современного фриланса, решение которых позволит выиграть участникам рынка не только морально, но и материально, и заинтересованы в этом все стороны.
Для удобства осветим общие рекомендации и отдельные для заказчиков и фрилансеров.
Заказчику и фрилансеру следует:
— избегать публикации сомнительных проектов (о которых говорилось выше);
— при слабой осведомленности в каких-либо аспектах проекта (до его публикации – для заказчика; до ответа на него – для фрилансера) справиться в профессиональных сообществах о возможных нюансах;
— не допускать грубых орфографических и стилистических ошибок, способных исказить смысл сообщения, а также избегать двусмысленных оборотов, неуместного юмора;
— избегать использования жаргона и сленга, стараться пояснять узкопрофессиональные термины, которые не обязан знать контрагент;
— проявлять терпение при возникновении вопросов, не совершать резких действий даже при неуместных и резких заявлениях контрагента. Ни в коем случае не применять нецензурные выражения, а также оскорбительные намеки, завуалированные угрозы;
— внимательно читать/слушать вопросы, комментарии, сообщения контрагента по проекту, дабы давать максимально четкие, понятные и сжатые ответы;
— заблаговременно предупреждать о периодах своего нахождения в Сети, а также возможных задержках в ответах.
Заказчику следует:
— как можно более четко составлять техническое задание, указав все детали будущего проекта (точное название, сроки, параметры качества, сценарии работы в случае форс-мажоров и корректировок, порядок и форма оплаты, способы и время общения, формы предоставления результатов, юридические аспекты);
— при появлении подходящей кандидатуры на проект как можно быстрее согласовать детали и закрыть проект для экономии времени других фрилансеров (как показывает практика, в большинстве случаев для этого достаточно 10-20 минут);
— держаться установленных договоренностей, не изменяя условий проекта и не привнося в проект новые задачи, ранее не освещавшиеся;
— стараться самостоятельно сопровождать проект с выбранным фрилансером, без передачи менеджмента третьим лицам. В случае необходимости подключения третьих лиц – обеспечить их всей информацией по проекту, чтобы избежать эффекта «испорченного телефона»;
— при посреднической деятельности минимизировать динамическое вмешательство конечного клиента в процесс сотрудничества. При этом все детали проекта должны решаться с конечным клиентом до публикации и не подлежать последующим бесплатным изменениям;
— осуществлять своевременную проверку присланных фрилансером результатов с окончательным закрытием проекта (как правило, достаточно периода от 1 дня до 2 недель для большинства проектов);
— своевременно оплачивать результаты работы оговоренным заранее способом, не задерживать предоплату при установленных сроках сдачи проекта;
— подготовить развернутую рецензию на результаты с указанием всех неудовлетворительных моментов, если по каким-либо причинам работа не устраивают. При этом если работа была проделана в полном объеме и ее часть может быть использована, необходимо оплатить ее в размере не менее 50% (по обоюдному согласию).
Фрилансеру следует:
— четко, сжато и доступно изложить свое видение решения проектных задач, описать свои основные навыки, приложить наиболее похожие примеры уже выполненных работ, указать все действующие контакты, а также сразу дать ответ на указанные в проекте вопросы (основные из которых, как правило, касаются сроков и цены);
— при наличии неясных моментов сразу задать соответствующие вопросы, не доводя процесс до заключения сделки;
— трезво оценивать свои силы при ответе на проект, причем это касается не только профессиональных навыков, но и физического состояния (не стоит отвечать на проект в болезненном состоянии, а также при наличии стресса);
— не высказываться с негативными оценками в отношении своих коллег-конкурентов, не предлагать цену ниже указанной в проекте;
— технически и организационно предотвращать возможные форс-мажорные ситуации (путем постоянного сохранения промежуточных результатов, поэтапной сдачи проекта и т. п.);
— обеспечивать конфиденциальность проекта и его результатов (компьютер должен обладать достаточной защитой от вредоносных программ, фрилансер обязан предотвращать утечки информации в Сеть);
— стараться самостоятельно выполнять задачу. Если это невозможно – полностью отвечать за конечный результат (соответствие результата условиям технического задания);
— не забывать периодически информировать заказчика о текущем этапе работ, своевременно указывать на возникающие непредвиденные проблемы;
— сдавать проект своевременно, в полном объеме, с предоставлением всех необходимых исходных файлов;
— при необходимости безвозмездно корректировать результаты в рамках технического задания, устранять выявленные заказчиком ошибки;
— возвратить предоплату, если работа не принята из-за несоответствия проектному заданию.
Наконец, есть «правила хорошего тона», соблюдение которых является абсолютно необязательным, но желательным для поддержания прекрасных отношений с контрагентами.
1. Со стороны заказчика при публикации результатов труда фрилансера, скажем, в Сети, будет удачным решением своевременно поделиться ссылкой на соответствующую работу.
2. Все финансовые издержки, возникающие в процессе работы (комиссия за перевод денежных средств, использование СБР и т. п.) ложатся на заказчика.
3. При первом контакте с фрилансером/заказчиком стоит представиться с указанием реального имени и фамилии, предоставлением ссылки на профайл (если таковой имеется), а также указанием того, по какому поводу идет обращение к собеседнику.
4. Наиболее удобным образом оформлять конечные результаты работы с сопровождающим письмом, в котором указываются определенные нюансы работы, а также содержатся хорошие пожелания в использовании данной работы (например, «Пусть этот текст принесет Вам прибыль!»).
5. Не нужно лениться поставить развернутый положительный отзыв с указанием лучших качеств контрагента, но без излишних приукрашиваний.
6. Обладание «чистым и опрятным» профайлом, содержащим четкую информацию без эпатирующих высказываний, позволяет фрилансеру повысить планку культуры общения с потенциальными заказчиками.
7. Споры, особенно на отвлеченную тему, не способствуют хорошим отношениям, даже если есть уверенность в правоте. Поэтому не стоит в общении с контрагентом спорить на не касающиеся проекта темы. (Статья с портала FL.ru, автор неизвестен)
Дополнительные источники:
textis.ru — профессиональная этика копирайтера;
ru.wikipedia.org — кто такой фрилансер.