28982 автора и 62 редактора ответили на 85243 вопроса,
разместив 135214 ссылок на 43429 сайтов, присоединяйтесь!

Какова этика удаленного сотрудничества для фрилансера?

РедактироватьВ избранноеПечать

Перечислим проблемы, возникающие на рынке удаленной работы, фундаментом которых является несоблюдение правил этики.


1. Отсутствие ответов на проекты от реально подходящих исполнителей.
Это наиболее распространенная и сложная проблема одновременно. Распространенная потому, что большинство интересных проектов действительно имеют реальный риск не найти своего исполнителя (и это при том, что реально подходящий исполнитель может ознакомиться с этим проектом, но «пройти мимо»). А сложная – из-за невозможности достоверно просчитать количество несовершенных или неудачных сделок по проектам из-за неподходящих кандидатур.


Причина: работодатель неточно, неясно указывает детали проекта, допускает грубые орфографические и стилистические ошибки, несвоевременно отвечает на запросы.

2. Значительная потеря времени на поиске проектов, исполнителей.
Пожалуй, самая экономически расточительная часть на рынке дистанционной работы. Потери времени могут измеряться часами, днями и даже неделями! Это неизбежно приводит к различным накладкам, потребности сделать проект срочно, а также повышает стрессовую составляющую в работе для обоих контрагентов, что обязательно сказывается на цене.
Причина: работодатель проявляет банальную лень в поиске необходимого ему специалиста, что увеличивает риск найти неподходящую кандидатуру с соответствующей результативностью. Также значительная часть работодателей допускает еще одну ошибку: оттягивают время публикации проекта до последнего момента, когда не каждый фрилансер становится способным решить его задачу. Здесь же стоит добавить появление так называемых «фейковых проектов», т. е. проектов, которые заказчик и не думает реализовывать, а использует для сбора определенной информации.

3. Антипатия, возникающая в ходе общения между заказчиком и исполнителем.
Опытные заказчики и фрилансеры в своей карьере обязательно сталкивались с пренебрежительным отношением к себе со стороны контрагента. Как правило, это приводит либо к быстрому разрыву отношений, либо контрпродуктивному сотрудничеству с весьма широким спектром последствий.
Причина: гордыня, которая может проявляться как со стороны заказчика (основная предпосылка – наличие денег как источника «безграничного права»), так и со стороны фрилансера (мотивом может служить наличие рейтингов, портфолио, именитых клиентов и прочего). Варианты проявления неуважения разнообразны: от небрежности в обращении (панибратство, применение жаргона и нецензурных слов, значительные перерывы во времени ответа) до грубого срыва соглашений (нарушение сроков, несоблюдение техзадания, несвоевременная предоплата/оплата).

4. Реализация сомнительных проектов.
В данном случае под сомнительными понимаются проекты, способные нанести вред социуму, но не запрещенные напрямую законодательно. В качестве примера можно указать онлайн-казино, астрологические и «магические» ресурсы, распространение алкогольной и табачной продукции, пропаганда эротики и насилия, спам и близкие к мошенничеству действия. Сюда же можно отнести некачественный контент, способный ввести в заблуждение и даже причинить определенный вред при практическом применении указанных рекомендаций (медицинские, технические, юридические и т.п. ресурсы).

5. Обман.
Возможно, самая острая проблема современного рынка удаленной работы. Проблема, которая грозит и заказчику, и исполнителю практически в равной степени. Предполагается, что обман – одноразовая акция, направленная на быстрое получение результата без определенных усилий (готовая работа без оплаты для заказчика, либо предоплатные деньги без работы для фрилансера). Однако практика показывает, что один и тот же человек способен обманывать многих контрагентов определенное время.
Причина: отсутствие каких-либо сдерживающих мотивов со стороны обманывающего, грубое неуважение не просто к определенному человеку, но к обществу вообще.

6. Шантаж.
Являясь довольно редким явлением на фрилансе, тем не менее, шантаж способен проявляться в определенных условиях: если заказчик начинает угрожать нивелированием репутации фрилансера (путем написания негативного отзыва, необоснованных жалоб в администрацию ресурса и т.п.) или же в случае, когда фрилансер необоснованно предъявляет претензии добросовестному заказчику при неоплате заведомо некачественной работы.


Причина: для заказчика – такая же, как и при обмане, для фрилансера – помимо того же может выражаться в непрофессионализме и гордыне.

7. Недобросовестная конкуренция.
Нечастая проблема фриланса, проявляющаяся в активном использовании запрещенных методов конкурентной борьбы со стороны потенциального исполнителя проекта. К таковым методам можно отнести множественную регистрацию и ответ с нескольких аккаунтов на один проект, искусственное занижение цены (при обозначенном заказчиком ценовом диапазоне), клевета в отношении других кандидатов на проект, использование чужих работ в портфолио (что также входит в категорию обмана). Характерно, что подобные методы могут сработать лишь при их поддержке контрагента – заказчика, который наверняка должен понимать, кто стремится получить его проект.
Причина: как правило – непрофессионализм, а также нежелание фрилансера развиваться в своей сфере.

Приведена лишь часть проблем, наиболее характерных для фриланса. Перечисленные проблемы вполне могут быть взаимопроникающими, порождающими новые «трещины» в отношениях работодателя и фрилансера (а также отдельно между работодателями и коллегами по удаленной работе).

Как же минимизировать риски возникновения нежелательных сценариев в отношениях? Как выстроить этичный бизнес при сотрудничестве с удаленными работниками? Это важнейшие вопросы современного фриланса, решение которых позволит выиграть участникам рынка не только морально, но и материально, и заинтересованы в этом все стороны.


Для удобства осветим общие рекомендации и отдельные для заказчиков и фрилансеров.

 

Заказчику и фрилансеру следует:
— избегать публикации сомнительных проектов (о которых говорилось выше);
— при слабой осведомленности в каких-либо аспектах проекта (до его публикации – для заказчика; до ответа на него – для фрилансера) справиться в профессиональных сообществах о возможных нюансах;
— не допускать грубых орфографических и стилистических ошибок, способных исказить смысл сообщения, а также избегать двусмысленных оборотов, неуместного юмора;
— избегать использования жаргона и сленга, стараться пояснять узкопрофессиональные термины, которые не обязан знать контрагент;
— проявлять терпение при возникновении вопросов, не совершать резких действий даже при неуместных и резких заявлениях контрагента. Ни в коем случае не применять нецензурные выражения, а также оскорбительные намеки, завуалированные угрозы;
— внимательно читать/слушать вопросы, комментарии, сообщения контрагента по проекту, дабы давать максимально четкие, понятные и сжатые ответы;
— заблаговременно предупреждать о периодах своего нахождения в Сети, а также возможных задержках в ответах.

Заказчику следует:
— как можно более четко составлять техническое задание, указав все детали будущего проекта (точное название, сроки, параметры качества, сценарии работы в случае форс-мажоров и корректировок, порядок и форма оплаты, способы и время общения, формы предоставления результатов, юридические аспекты);
— при появлении подходящей кандидатуры на проект как можно быстрее согласовать детали и закрыть проект для экономии времени других фрилансеров (как показывает практика, в большинстве случаев для этого достаточно 10-20 минут);
— держаться установленных договоренностей, не изменяя условий проекта и не привнося в проект новые задачи, ранее не освещавшиеся;
— стараться самостоятельно сопровождать проект с выбранным фрилансером, без передачи менеджмента третьим лицам. В случае необходимости подключения третьих лиц – обеспечить их всей информацией по проекту, чтобы избежать эффекта «испорченного телефона»;
— при посреднической деятельности минимизировать динамическое вмешательство конечного клиента в процесс сотрудничества. При этом все детали проекта должны решаться с конечным клиентом до публикации и не подлежать последующим бесплатным изменениям;
— осуществлять своевременную проверку присланных фрилансером результатов с окончательным закрытием проекта (как правило, достаточно периода от 1 дня до 2 недель для большинства проектов);
— своевременно оплачивать результаты работы оговоренным заранее способом, не задерживать предоплату при установленных сроках сдачи проекта;
— подготовить развернутую рецензию на результаты с указанием всех неудовлетворительных моментов, если по каким-либо причинам работа не устраивают. При этом если работа была проделана в полном объеме и ее часть может быть использована, необходимо оплатить ее в размере не менее 50% (по обоюдному согласию).
 
Фрилансеру следует:
— четко, сжато и доступно изложить свое видение решения проектных задач, описать свои основные навыки, приложить наиболее похожие примеры уже выполненных работ, указать все действующие контакты, а также сразу дать ответ на указанные в проекте вопросы (основные из которых, как правило, касаются сроков и цены);
— при наличии неясных моментов сразу задать соответствующие вопросы, не доводя процесс до заключения сделки;
— трезво оценивать свои силы при ответе на проект, причем это касается не только профессиональных навыков, но и физического состояния (не стоит отвечать на проект в болезненном состоянии, а также при наличии стресса);
— не высказываться с негативными оценками в отношении своих коллег-конкурентов, не предлагать цену ниже указанной в проекте;
— технически и организационно предотвращать возможные форс-мажорные ситуации (путем постоянного сохранения промежуточных результатов, поэтапной сдачи проекта и т. п.);
— обеспечивать конфиденциальность проекта и его результатов (компьютер должен обладать достаточной защитой от вредоносных программ, фрилансер обязан предотвращать утечки информации в Сеть);
— стараться самостоятельно выполнять задачу. Если это невозможно – полностью отвечать за конечный результат (соответствие результата условиям технического задания);
— не забывать периодически информировать заказчика о текущем этапе работ, своевременно указывать на возникающие непредвиденные проблемы;
— сдавать проект своевременно, в полном объеме, с предоставлением всех необходимых исходных файлов;
— при необходимости безвозмездно корректировать результаты в рамках технического задания, устранять выявленные заказчиком ошибки;
— возвратить предоплату, если работа не принята из-за несоответствия проектному заданию.

Наконец, есть «правила хорошего тона», соблюдение которых является абсолютно необязательным, но желательным для поддержания прекрасных отношений с контрагентами.


1. Со стороны заказчика при публикации результатов труда фрилансера, скажем, в Сети, будет удачным решением своевременно поделиться ссылкой на соответствующую работу.
2. Все финансовые издержки, возникающие в процессе работы (комиссия за перевод денежных средств, использование СБР и т. п.) ложатся на заказчика.
3. При первом контакте с фрилансером/заказчиком стоит представиться с указанием реального имени и фамилии, предоставлением ссылки на профайл (если таковой имеется), а также указанием того, по какому поводу идет обращение к собеседнику.
4. Наиболее удобным образом оформлять конечные результаты работы с сопровождающим письмом, в котором указываются определенные нюансы работы, а также содержатся хорошие пожелания в использовании данной работы (например, «Пусть этот текст принесет Вам прибыль!»).
5. Не нужно лениться поставить развернутый положительный отзыв с указанием лучших качеств контрагента, но без излишних приукрашиваний.
6. Обладание «чистым и опрятным» профайлом, содержащим четкую информацию без эпатирующих высказываний, позволяет фрилансеру повысить планку культуры общения с потенциальными заказчиками.

7. Споры, особенно на отвлеченную тему, не способствуют хорошим отношениям, даже если есть уверенность в правоте. Поэтому не стоит в общении с контрагентом спорить на не касающиеся проекта темы. (Статья с портала FL.ru, автор неизвестен)

 

Дополнительные источники:

textis.ru — профессиональная этика копирайтера;

ru.wikipedia.org — кто такой фрилансер.

Последнее редактирование ответа: 16.10.2016

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

Похожие вопросы

«Какова этика удаленного сотрудничества для фрилансера»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.