Мотив о преображении человека, который, достигнув сакрального состояния, превозмогает человеческий удел и наполняется сверхчеловеческой мощью, причем последняя может действовать и во благо, и во зло встречается не только в повествовательной прозе, но и в драматургии писателя.
Так, герои пьесы «Мертвые без погребения» (1946) — настоящие герои и мученики, партизаны французского Сопротивления, захваченные вишистской милицией. Их последний трагический бой, в котором есть и слабости, и унижения, и вынужденный обман, и страшные, жестокие поступки, происходит опять-таки на «высоте» — на чердаке, превращенном в тюрьму. Возвышенность места прямо участвует в сюжете: например, один из партизан выбрасывается из окна, чтобы умереть мгновенной смертью, избавившись от пыток. И здесь же встречается тематика сакрального, ее вводит заголовок пьесы: пограничная ситуация , в которой находятся персонажи, превращает их в «мертвых без погребения» — традиционно это типичная категория сакральных существ, неупокоившихся покойников, которые тревожат живых своим опасным присутствием. На первый взгляд, заголовок не так уж точно подходит к пьесе : в ней ведь изображаются не «мертвые без погребения», не призраки и привидения, а скорее смертники с отсрочкой, приговоренные и ожидающие казни. Если Сартр все же дал своему произведению этот «неподходящий» заголовок — значит, он желал подчеркнуть им особую, нечеловеческую обстановку, в которой разворачивается действие.
Источники:
- magazines.russ.ru — Сартр и сакральное;
- ps.1september.ru — Экзистенциализм Жана Поля Сартра в годы фашистской оккупации;
- sv-modernizm.narod.ru — по материалам "Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века", сост.,предисл.,общ.ред. Л.Г.Андреева, М., "Прогресс", 1986, стр.525.
Дополнительно:
- www.litmir.net — «Мертвые без погребения», текст пьесы он-лайн;
- lib.rus.ec — «Мертвые без погребения», текст пьесы он-лайн.