Святой Валентин Интерамский жил в итальянском городе Терни в III веке нашей эры, когда не было ни православных, ни католиков, когда последователи учения Христа назывались просто христианами. Он был прославлен в лике святых задолго до разрыва Запада и Востока (1054 год — разрыв Православия и Католичества). И несмотря на то, что канонизацию совершил римский папа Геласий в 494 г. (по некоторым данным документа, подтверждающего это, вообще не существует), священномученик Валентин является православным святым. И День его памяти в РПЦ совершается 12 августа по новому стилю (30 июля по старому), но все же в Италии память св. Валентина совершается 14 февраля.
До сегодняшних дней сохранилась следующая история жития святого Валентина:
«Святой Валентин был епископом города Интерамны в Умбрии (Италия). Он сподобился от Бога дара врачевать болезни, призывая имя Господа Иисуса Христа. В правление императора Аврелиана (270-275 гг.) три юноши Прокул, Ефив и Аполлоний пришли из Афин в Рим для изучения наук и поселились в доме своего наставника Кратона. Сын Кратона, Хоримон, повредил себе спину, которая согнулась, так что юноша не мог выпрямиться. Три года он обращался к разным врачам, но безрезультатно. Наконец Кратон пригласил епископа Валентина помолиться за его больного сына.
Придя в Рим, святитель затворился с юношей в комнате и усердно молился всю ночь. На следующее утро юноша вышел из комнаты совершенно здоровым. Весть об этом чуде распространилась в Риме, и многие стали обращаться к христианской вере, в том числе и сын градоначальника, по имени Авундий.
Градоначальник, язычник-фанатик, весь свой гнев обратил на святителя Валентина. Валентина стали принуждать отречься от веры и поклониться идолам. Не добившись успеха, они бросили его в тюрьму. Здесь его стали навещать ученики Кратона, которые приняли христианство. Но вскоре святому Валентину отсекли голову. Его казнь состоялась 14 февраля 270 года нашей эры. После него пострадали также и ученики Кратона: Прокул, Ефив и Аполлоний — за распространение христианской веры. Авундий похоронил их при гробе священномученика Валентина.»
Из жития святого Валентина видно, что он прославился своей преданностью учению Христа и искусством врачевания.
И нет в жизни святого Валентина ничего относительно тайного венчания влюбленных, о чем свидетельствуют некоторые легенды. Легенда потому, что строится на несомненном анахронизме: во времена св. Валентина (в третьем веке) просто еще не существовало особого обряда церковного венчания брака. «Древней церковью брак рассматривался как таинство независимо от того, сопутствовал ли ему церковный обряд… В древней Руси венчание было формой заключения брака у верхнего слоя народа и медленно проникло в низы (в конце XVII века)». И уж тем более ничего не могло значить в глазах языческого императора совершение брака священником презираемой им и гонимой секты.
Легенды о житие св. Валентина могут возникать и под действием Запада, если вспомнить, что День святого Валентина (14 февраля) появился в России именно оттуда не без участия коммерческих организаций.
В летописях Русской Православной Церкви (РПЦ) есть описания жития еще двух святых Валентинов:
Источники:
Дополнительные ссылки на Genon.ru: