28982 автора и 62 редактора ответили на 85243 вопроса,
разместив 135214 ссылок на 43429 сайтов, присоединяйтесь!

Каков смысл песнопений пасхального богослужения?

РедактироватьВ избранноеПечать

Самым величественным, торжественным и радостным богослужением Православной Церкви является богослужение Святой Пасхи. В этот день все верующие вспоминают о Воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых.

 

Торжественное богослужение Светлого Праздника богато высокохудожественными песнопениями и проникновенными священнодействиями, в которых ясно выражены глубокие истины веры христианской в связи с величайшим событием Воскресения Христова.

 

Примерно в половине двенадцатого в ночь с Великой Субботы на Воскресенье начинается последование пасхальной полунощницы, во время которой священник с диаконом вносят Плащаницу (полотно с изображением положенного во гроб тела Иисуса Христа) на своих главах в алтарь через царские врата, и полагают ее на престоле, где Плащаница остается до отдания Святой Пасхи в знак сорокадневного пребывания Господа на земле по Воскресении.

 

Священнослужители облачаются в праздничные светлые облачения. Звонят колокола — благовест возвещает о приближении великой минуты Воскресения Христова.

 

Ровно в полночь священнослужители в алтаре, который знаменует Небо,  при закрытых царских вратах начинают тихо петь стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Во второй раз священнослужители поют эти слова громче, также в алтаре, но уже с отдернутой завесой царских врат — в знак того, что великие судьбы человечества открываются на Небесах прежде, чем являются на земле. Открываются Царские Врата, и стихира, еще более высоким голосом, поется выходящим из алтаря духовенством в третий раз до середины, а певцы, стоящие на середине храма, поют окончание от лица всех молящихся.

 

Начинается трезвон. Крестный ход выходит из храма и, подобно святым женам-мироносицам, ходившим с ароматами «зело рано ко Гробу», обходит вокруг храма с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе...» и останавливается перед закрытыми западными дверьми храма, как бы у дверей гроба, где святые жены-мироносицы получили первую весть о Воскресении Христовом. Трезвон прекращается.

 

Настоятель, покадив иконы, сослужителей и всех молящихся, становится лицом на восток, держа в левой руке Крест с трисвещником, трижды начертывает знамение Креста кадилом пред закрытыми церковными дверьми и начинает Светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней!..» — и, подобно ангелу, возвестившему святым женам-мироносицам о Воскресении Христовом, вместе с духовенством трижды поет  всерадостный тропарь Святой Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!». В этом тропаре содержится основная мысль Праздника, что Христос воскрес, Своею смертию попрал смерть и тем положил начало новой, вечной жизни. Вслед за духовенством хор трижды повторяет тропарь.

 

Затем священник произносит стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...», чем трогательно выражает крепкую веру ветхозаветных праведников в Воскресение грядущего Спасителя и их надежду, что Воскресение будет победой над адом и приведет их к вечной радостной жизни. Хор от имени верующих на каждый стих священнослужителей пением «Христос воскресе...» как бы отвечает ветхозаветным праведникам, что пророчества исполнились, Христос воскрес, смерть уничтожена и праведникам дана жизнь вечная.

 

Открываются двери храма, где горят все светильники и лампады. Все , ликуя, поют: «Христос воскресе из мертвых!..» Священнослужители входят в алтарь в открытые царские врата, которые не закрываются во все дни Светлой седмицы — в знак того, что с Воскресением Господа Царство Небесное открыто для всех верующих.

 

Последующее богослужение пасхальной заутрени состоит преимущественно из пения канона с припевом к каждому тропарю «Христос воскресе из мертвых!..». Это величественное и торжественное песнопение в честь Воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых и Его Божественного величия принадлежит святому Иоанну Дамаскину и, согласно с высокими мыслями о Пасхе святых отцов и учителей Церкви, служит источником всех наших светлых духовных радостей о Воскресшем Господе, беспредельной преданности и любви к Нему.

 

Во время пения каждой песни канона священник с трисвещником и Крестом, как знамением победы Христа над смертью, в предшествии диакона со свечой кадит святые иконы и молящихся, приветствуя их пасхальным восклицанием: «Христос воскресе!», чтобы в эту спасительную и светозарную ночь никто не остался в сомнении, когда из Гроба воссиял всем безначальный Свет. На приветствие священника молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!». Каждения и приветствия, совершаемые священнослужителями, напоминают о многократных явлениях Воскресшего Господа Своим ученикам и о радости их при виде Спасителя.

 

В конце утрени, во время пения стихир Пасхи, после слов: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», священнослужители в подражание ученикам Христовым (Лк. 24, 14—35) радостно приветствуют друг друга. «Христос воскресе!» — восклицает один, обращаясь к другому, исповедуя истину Воскресения Христова, а другой в утверждение веры в Воскресшего Господа отвечает: «Воистину воскресе!» — и тем выражает надежду на наше будущее воскресение из мертвых.

 

Все верующие начинают также приветствовать друг друга, произнося: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», трижды целуют друг друга и обмениваются красными пасхальными яйцами, которые служат для христиан символом Воскресения: из-под мертвой скорлупы яйца рождается жизнь, которая была сокрыта, как в гробе. Красный цвет яйца напоминает верующим, что новая, вечная христианская жизнь приобретена бесценною Пречистою Кровию Господа Иисуса Христа.

 

В самом конце Светлой Утрени звучит замечательное по глубине мысли и силе чувства Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, который призывает всех радоваться: «Богатии и убозии, друг с другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь...» и возглашает вечную победу Христа над смертью и адом: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый не един во гробе».

 

В праздничном отпусте: «Христос, воскресый из мертвых...», который священник произносит с Крестом в руках, осеняя им на три стороны молящихся, и в приветствии: «Христос воскресе!» — Святая Церковь вновь кратко, но торжественно прославляет тридневного от гроба Христа Жизнодавца.

 

По многолетнах совершаются пасхальные часы и Литургия по чину святого Иоанна Златоустого.

 

По начальном литургийном возгласе: «Благословено Царство...» — священнослужители поют: «Христос воскресе...» — и стихи: «Да воскреснет Бог...», возвещая этим радостным песнопением, что Литургия, совершаемая во славу Пресвятой Троицы и в воспоминание Крестной смерти и Воскресения из мертвых Христа Спасителя, ныне особенно прославляет само событие Воскресения Христова. При каждении во время пения этих стихов священник, с Крестом и трисвещником в левой руке и кадилом в правой, приветствует молящихся: «Христос воскресе!»

 

В пении пасхальных антифонов: «Воскликните Господеви, вся земля!..» (Пс. 65), «Боже, ущедри ны и благослови ны...» (Пс. 66), а также в произнесении входного стиха: «В церквах благословите Бога...» — Святая Церковь призывает всю вселенную воздать славу Воскресшему Господу.

 

За пением «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся...» читается Апостол из книги Деяний (1, 1—8), содержащей ясное свидетельство о неоднократных явлениях Воскресшего Господа Своим ученикам. Далее наступает торжественное чтение Евангелия, благовествующего о возвышенном учении евангелиста Иоанна Богослова о Лице Господа нашего Иисуса Христа, о Его Божестве (Ин. 1, 1—17): «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог...». В больших храмах Евангелие читается на различных языках: еврейском, греческом и римском, на которых была сделана надпись на Кресте Христовом, а также и на новых языках мира, благовествующих истину веры Христовой в знак радости о Божественной славе Воскресшего из мертвых Христа Жизнодавца. Чтение Евангелия сопровождается звоном колокола и заканчивается кратким трезвоном, как бы возвещающим всему миру о славе Воплотившегося Бога Слова.

 

Вся служба Божественной литургии проходит под знаком высокой светлой пасхальной радости. К особенностям службы следует отнести многократное радостное повторение в течение службы тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

 

По заамвонной молитве на аналое, перед образом Воскресения Христова, полагается особо приготовленный хлеб, именуемый по-гречески артосом, совершается каждение, освящение артоса молитвой и окропление его святой водой «в честь, и славу, и в воспоминание Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа. В молитве на освящении артоса священник, призывая благословение Божие на артос, просит Господа об исцелении недуга и болезни, о даровании здравия вкушающим святой артос. Артос остается в храме на аналое в течение всей Светлой седмицы в воспоминание тех чудесных явлений Воскресшего Господа, свидетелями и очевидцами которых были апостолы, а также в знак невидимого присутствия среди верующих Воскресшего Господа.

 

В заключение пасхальной литургии священник поет первую половину тропаря «Христос воскресе...», а хор заканчивает: «И сущим во гробех...» Далее священник произносит праздничный отпуст с Крестом в руках, как и на пасхальной утрени: «Христос, воскресый из мертвых...», и заканчивает литургию осенением Крестом молящихся с восклицанием (трижды): «Христос воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину воскресе!»

Хор поет (трижды): «Христос воскресе из мертвых...» (быстрым напевом) — и заканчивает: «И нам дарова живот вечный; покланяемся Его тридневному Воскресению».

 

Под торжественный колокольный звон верующие, полные светлых пасхальных радостей, подходят ко Святому Кресту и в духовном восторге приветствуют друг друга: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»

 

 

Источники информации:

  • paskha.ru — кратко о пасхальном богослужении
  • liturgica.ru — статья о пасхальном богослужении из Журнала Московской Патриархии 

Дополнительно на Геноне: 

Последнее редактирование ответа: 16.04.2011

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

Похожие вопросы

«Каков смысл песнопений пасхального богослужения»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.