Данилов монастырь (Свято-Данилов монастырь) в Москве - мужской монастырь Русской Церкви, на правом берегу Москвы-реки (Даниловский вал, 22). Основан в конце XIII в. московским князем Даниилом Александровичем (Даниилом Московским), младшим сыном князя Александра Невского.
В первой половине 1920-х монастырь был центром так называемого «даниловского синода» - неофициальной консервативной оппозиции Патриарху Тихону, возглавлявшейся епископом Волоколамским Феодором (Поздеевским).
Возрождён в 1980-е как духовно-административный центр РПЦ; получил статус ставропигиального.
17 марта 2003 года исполняется 700 лет со дня кончины святого благоверного князя Даниила Московского. В годы его правления (1276-1303гг.) Москва обрела княжеский престол и стала самостоятельным русским удельным княжеством после присоединения к ней Коломны и Переяславля-Залесского. А сам князь Даниил стал первым великим князем Москвы и «родоначальником московского княжеского дома», по определению русских дореволюционных историков.
В Москве во имя святого князя освящен придел соборного храма Семи Вселенских Соборов Даниловского монастыря, основанного им в Замоскворечье, близ Серпуховской заставы. Это — древнейший, самый первый московский монастырь, устроенный в нашем городе в 1282 году. Хотя есть и другая, менее обоснованная версия, что его основание произошло позднее, в 1298-1300 гг.: тогда первым московским монастырем является Богоявленский близ Кремля в нынешнем Китай-городе, также основанный князем Даниилом в 1296 году.
Святой князь Даниил Московский был младшим сыном св. Александра Невского. Он родился во Владимире в 1261 году и, уже в одиннадцатилетнем возрасте получил по разделу между братьями Москву. В 1282 году на берегу Москвы-реки он построил церковь во имя св. Даниила Столпника, своего небесного покровителя, и при ней основал мужской монастырь.
Князь Даниил, помня слова своего отца о том, что «Бог не в силе, а в правде», стремился к миру и миролюбию. Главным делом его жизни было усиление и укрепление Москвы как самостоятельного княжества — уже старший сын св. Даниила Московского, Иван Калита, добился для Москвы ярлыка на великое княжение, и ранее незаметная Москва стала русской столицей до самого времени Петра I.
По примеру отца, перед своей кончиной св. князь Даниил принял иноческий чин и схиму и скончался 4 марта 1303 года (ст. ст.). Согласно его воле, князя похоронили на простом братском кладбище устроенного им Даниловского монастыря — «не в церкви, а в ограде».
Его сын, Иван Калита, в 1330 году перевел отцовский монастырь в Кремль, за неприступные стены, где ему было безопаснее от набегов, и приписал его к собору Спаса на Бору. А старую замосквореченскую обитель с могилой князя Даниила поручил в ведение архимандрита нового кремлевского монастыря. Отдаленная обитель хирела и пустела и вскоре стала именоваться просто «сельцо Даниловское», а гробница князя была со временем заброшена его потомками.
Только при Иване III произошло знаменательное событие, с которого началось постепенное возрождение древнейшего московского монастыря и особое почитание памяти князя Даниила Московского, — еще до обретения его честных мощей и причисления его к лику святых. По преданию, Иван III ехал однажды со своими слугами вдоль Москвы-реки — мимо места, где когда-то была могила князя Даниила. Внезапно под одним всадником споткнулся конь, слуга упал наземь, и ему явился неведомый князь, молвив: «Я господин месту сему, князь Даниил Московский, здесь положенный. Скажи великому князю Ивану: ты сам себя утешаешь, а меня забыл!»
Узнав об этом, великий князь повелел служить соборные панихиды по своим усопшим предкам и раздавать милостыню на помин. С тех пор все московские князья стали служить панихиды по своему прародителю, князю Даниилу.
А вскоре, при сыне Ивана III, великом князе Василии III произошло еще одно чудесное событие. Однажды он со свитой ехал мимо могилы Даниила Московского. Один из сопровождавших его бояр, Иван Шуйский спешился с коня, и никак не мог обратно сесть в седло. Тогда он решил встать на надгробный камень могилы св. Даниила, чтобы было повыше. Один прохожий заметил ему, что тут лежит великий князь Даниил, дабы он не дерзнул с сего камня сесть на своего коня. Шуйский не послушался и все же встал на камень, занес ногу, и конь, внезапно поднявшись на дыбы, рухнул на землю мертвым и придавил боярина — так, что он едва не умер и избежал смерти только после того, как на этом месте, перед могилой отслужили молебен. И все же сам монастырь по-прежнему пребывал в забвении.
Наконец, в годы правления Ивана Грозного, сына Василия III, на могиле князя Даниила чудесно исцелился умирающий. Тогда царь повелел установить ежегодный крестный ход к захоронению св. Даниила и служить о нем панихиды. И главное, он восстановил древний Даниловский монастырь в Замоскворечье, повелев выстроить и освятить новый соборный храм во имя Семи Вселенских Соборов, стены и братские кельи — и заселить обновленный монастырь иноками. Более того, Даниловский монастырь, прежде подчиненный кремлевскому Спасо-Преображенскому собору, отныне вновь стал самостоятельным.
Есть версия, что новый монастырь был выстроен не точно на том месте, где стоял прежний, с Данииловской соборной церковью, а в пятистах метрах севернее от него. Ученые полагали, что на месте Данииловской церкви, устроенной благоверным князем, потом выстроили ныне существующую церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе.
В 1555-1560 г.г. в Даниловском монастыре был выстроен соборный храм во имя Семи Вселенских Соборов Святых Отец, освященный в мае 1561 года митрополитом Макарием в присутствии Ивана Грозного и его семьи. Царь подарил в новоустроенную обитель Владимирскую икону Божией Матери, письма царского иконописца, на которой в клеймах были портретные изображения самого Иоанна Грозного, его старшего сына царевича Иоанна и митрополита Московского Макария.
Монастырская стена, построенная по велению Ивана Грозного, превратила обитель в боевую крепость. В 1606 году князь Скопин-Шуйский провел здесь удачную военную операцию — собрал сюда все полки, а потом вывел и неожиданно окружил неприятеля. В Смутное время поляки сильно разорили Даниловский монастырь, и он выжил в немалой степени благодаря щедрым вкладам, которые дарили ему все цари с Иоанна Грозного в память о своем предке.
По преданию, в 1652 году св. князь Даниил явился во сне царю Алексею Михайловичу — его повелением 30 августа того же года патриарх Никон с собором епископов в присутствии царя вскрыл гробницу князя, и были обретены нетленными его святые мощи. Много народа исцелилось от них в то время. Святые мощи князя Даниила были торжественно перенесены в соборный храм монастыря и упокоены в деревянной гробнице у правого клироса. Тогда же благоверный московский князь был причислен к лику святых, а празднование ему установлено дважды в год — в марте в память о его кончине и в августе (12 сентября по новому стилю) — в день обретения его св. мощей.
В том же XVII веке сам монастырь был сильно укреплен и поновлен. Во-первых, был выстроен новый собор, доживший до наших дней. Долгое время ученые спорили, является ли действующий соборный храм монастыря в своей основе первым сооружением времен Ивана Грозного, или же он был выстроен заново при Алексее Михайловиче. Только при реставрации монастыря были обнаружены остатки фундамента первого собора, возведенного по повелению Грозного — к северу от здания нынешнего собора. Таким образом, выяснилось, что ныне действующий собор Даниловского монастыря был построен во второй половине XVII века. Тогда же царь Алексей Михайлович построил в обители Покровскую церковь. Как писал старинный краевед, она «особенно красива своей архитектурой чисто русского стиля в самом лучшем его периоде».
В конце XVII века Даниловский монастырь обнесли новой красивой стеной из кирпича с башнями. Москвичи даже сравнивали ее с крепостной стеной Кремля. Кроме того, дореволюционные реставраторы обнаружили в этом монастыре множество могильных плит с надписями на иностранных языках. Считается, что древнейшее иноверческое кладбище в Москве было недалеко от Даниловской обители.
Первая служба св. Даниилу была составлена настоятелем монастыря архимандритом Константином в 1761 году, но уже через сорок лет митрополит Платон (Левшин) составил житие святого князя Даниила и новую службу. Каждое воскресенье перед его святыми мощами читали акафист. И еще в день памяти благоверного князя из кремлевских соборов в замосквореченский монастырь каждый год направлялся крестный ход.
Со временем в соборном храме обители освятили придел во имя св. Даниила Московского, а на его гробницу, перенесенную к левому клиросу, сделали серебряный оклад на пожертвование князя Федора Голицына. Его украли наполеоновские вояки, и в 1817 году св. мощи князя Даниила были положены в новую серебряную раку. На стене помещалась икона св. князя Даниила, писанная в полный рост на бывшей верхней крышке его деревянной гробницы.
А трехъярусную церковь св. Даниила Столпника над притвором и папертью соборного храма возвели только в XVIII столетии — в память о первой, древнейшей церкви обители. Именно этот век, как и следующее XIX столетие, называют временем расцвета древнего Даниловского монастыря. Тогда здесь были выстроены колокольня и новые храмы, в том числе и церковь Св. Живоначальной Троицы, возведенная в 1833 году на средства Шустовых и Куманиных. Последние находились в родстве с Федором Михайловичем Достоевским — жена Куманина была теткой писателя и приходилась ему крестной матерью. Троицкая церковь, освященная самим святителем Филаретом, была построена О.И. Бове, незадолго до его смерти и стала одним из последних сооружений великого архитектора. Ранее считалось, что ее возводил не менее известный Евграф Тюрин, построивший домовую церковь св. Татианы Московского университета на Моховой и Богоявленский собор в Елохове.
В 1771 году во время московской эпидемии чумы при Даниловском монастыре было устроено городское кладбище для умерших от этой болезни, поскольку он находился в достаточно отдаленном от центральной Москвы месте. Когда чума оставила город, кладбище засыпали, но с тех пор осталась традиция погребать в обители не только иноков, но и мирян. И со временем здесь вновь появилось кладбище по типу обыкновенного городского, где погребали богатых и знатных людей.
На Даниловском погосте обрели последнее пристанище славянофилы Ю.Ф. Самарин и А.С. Хомяков, поэт Н. Языков, музыкант Н.Г. Рубинштейн, — создатель Русского Музыкального Общества, предтечи Московской консерватории, художник В.Г. Перов и самый знаменитый здесь мирянин — Н.В. Гоголь. Гроб с его телом на руках принесли сюда, в Замоскворечье из университетского Татианинского храма на Моховой, где Гоголя отпевали как почетного члена Московского университета. Только в 1953 году останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище — как и других упокоенных здесь. Но это произошло уже при советской власти.
До революции древний московский монастырь видел много невзгод. В 1812 году его заняли неприятельские офицеры. И хотя все основные сокровища успели вывезти в другие города накануне вступления Наполеона в Москву, много ценного еще оставалось в самом монастыре. Французские командиры, остановившиеся в нем, почему-то предупредили братию, что они ожидают сюда еще большую группу военных, а люди те «нечестные» в большинстве и разворуют все, что найдут. И сами помогали монахам зарывать ценные вещи и утварь в землю. Вновь прибывшие действительно ограбили все оставшееся, включая даже антиминсы.
Новая беда пришла в обитель с революцией. Как известно, после 1917 года Даниловский монастырь укрывал в своих стенах многих священнослужителей, изгнанных большевиками с церковных кафедр за то, что они не приняли идеологии «обновленчества и оставались верными традициям русского православия. Их так и называли «даниловцами» — многие из них были потом отправлены в ссылку и в заключение.
Старейший московский монастырь был закрыт только в 1930 году, самым последним и в Москве, и почти во всей России. Мощи св. Даниила Московского после закрытия монастыря пропали. Еще 30 августа 1917 года, в праздник св. Даниила, митрополит Московский Тихон (Белавин), будущий Святейший Патриарх, перенес его мощи в монастырскую Троицкую церковь. Через 12 лет их вновь поместили в приделе св. князя Даниила, а в 1930 году перенесли в упомянутую Воскресенскую церковь за пределами монастыря. Возможно, оттуда их унесли сами верующие, чтобы спасти от поругания.
В 1931 году в монастырском дворе установили памятник Ленину, и вместо монахов в стенах древнейшей московской обители поселились малолетние преступники — здесь устроили детскую колонию. Новым многочисленным обитателям было тесно в бывших иноческих кельях и монастырских палатах, порой им приходилось даже обедать прямо на могильных плитах вместо столов.
Тогда, для расширения «полезной» территории, было решено снести знаменитое монастырское кладбище. 31 мая 1931 года в присутствии специальной комиссии были вскрыты захоронения Гоголя, Рубинштейна, Перова, Хомяковых и Языкова. Их прах перенесли на Новодевичье кладбище, только художника Василия Перова перезахоронили на кладбище Донского монастыря. После этого весь Даниловский погост с оставшимися могилами был варварски уничтожен. Приходскую Воскресенскую церковь передали под учреждения, и одно время в ней располагался завод по производству зонтов.
В ноябре 1982, незадолго до своей кончины, Л.И. Брежнев подписал указ о передаче Московской Патриархии Донского монастыря; в конце мая 1983 Донской был заменён на Данилов. Журнал московской Патриархии № 8 за 1983 год содержал материал о посещении Патриархом Пименом и сопровождавшими его лицами Председателя Совета по делам религий при Совете министров СССР В.А. Куроедова. Последний сообщил иерархам, что правительство СССР приняло решение возвратить Данилов монастырь «для создания в нем и на прилегающем участке Административного центра Московского Патриархата; разрешено также строительство новых служебных помещений на этой территории.»
Наместником возрождающейся обители был назанчен архимандрит Евлогий (Смирнов), эконом Троице-Сергиевой Лавры. Монастырь восстанавливался как «Духовный и Административный Центр РПЦ», средства на его восстановление жертвовались как приходами Москвы, так и всеми епархиями Московского Патриархата.
В сентябре 1983 во всех храмах Москвы Патриархом Пименом было благословлено петь тропарь князю Даниилу в конце служб и поминать его на отпустах.
12 сентября 1983 Данилов монастырь посетил Патриарх Пимен.
Основными реставрационными работами руководил архитектор И.И. Маковецкий.
С Великого поста 1984 братия монастыря совершала службы в праздничные дни в Малом соборе Донского монастыря.
8 июня 1985 состоялось первое освящение престола — в храме Покрова (нижний этаж собора Свв. Отец Седми Вселенских Соборов).
15 октября 1985 в отреставрированный Новый братский корпус переехал Отдел внешних церковных сношений.
29 мая 1986 в монастырь были принесены частицы мощей князя Даниила, переданные митрополитом Феодосием, предстоятелем Американской православной церкви; было сообщено, что ранее они принадлежали архиепископу Феодору (Поздеевскому).
С 1 августа 1986 по май 1987 наместником был архимандрит Пантелеимон (Долганов); с мая 1987 — архимандрит Тихон (Емельянов); с января 1990 — архимандрит Ипполит (Хилько).
18 августа 1987 за всенощной в Троицком соборе молился Вселенский Патриарх Димитрий, прибывший в тот день с официальным визитом в РПЦ.
На месте бывшего некрополя, в западной части территории обители, было построено новое здание резиденции Патриарха и Священного Синода.
11 февраля 1988 в здании бывшего Братского больничного копуса, примыкающего с запада к надвратной церкви, был освящён храм прп. Серафима Саровского.
Верхний храм церкви Седми Вселенских Соборов был освящён 26 марта 1988.
30 мая 1988 года монастырь посетили Президент США Р. Рейган, его супруга и Госсекретарь США Джордж Шульц, которых встречали председатель ОВЦС митрополит Филарет (Вахромеев) и наместник обители архимандрит Тихон.
12 июня 1988 года, в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, на площади монастыря Божественную литургию в ознаменование 1000-летия Крещения Руси совершали: Патриарх Антиохийский Игнатий IV, Патриарх Иерусалимский Диодор I, Патриарх Московский Пимен, Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Болгарский Максим, Архиепископ Кипрский Хризостом I.
С 2001 в Покровском храме покоятся мощи преподобноисповедника Георгия (Лаврова), с 1922 до 1982 подвизавшегося в обители. Мощи святого, прославленного на Архиерейском Соборе 2000, были обретены 11 октября 2000 на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде.
После многолетних переговоров с Гарвардским университетом в марте 2007 — благодаря согласию Виктора Вексельберга обеспечить полное финансирование всех затрат по проекту и организационную поддержу при осуществлении сложных в техническом отношении операций — удалось достичь согласия на возврат колоколов монастырской звонницы. После этого к переговорам подключился Культурно-исторический фонд «Связь Времен», председателем попечительского совета которого является Виктор Вексельберг. Было подписано соглашение о возвращении колоколов монастырю. 12 сентября 2007 года, по окончании литургии, Патриарх Алексий II в присутствии предпринимателя Виктора Вексельберга совершил чин освящения колокола «Будничный» — первого из возвращённых.
Современная жизнь обители
Современный Данилов монастырь имеет статус ставропигии, то есть его священно-архимандритом (настоятелем) является правящий епископ Москвы — Патриарх Московский и всея Руси.
Повседневной жизнью монастыря управляет наместник в сане архимандрита.
Как и все современный монастыри в России, Данилов монастырь по своему уставу — «общежительный», что подразумевает общую молитву, труд и трапезу всей братии.
Богослужения совершаются ежедневно. При монастыре действуют воскресная школа, катехизические курсы для взрослых, издательство «Даниловский благовестник», экскурсионная служба и церковные мастерские. Монастырь имеет два подворья: в Рязанской области и в Подмосковье.
Источники информации: