ДЖАЙНИЗМ (от санскр. jina, «победитель») — это индийская религия, возникшая ок. VI в. до н.э. Основоположник — Вардхамана (VI–V вв. до н. э.), известный как Джина Махавира («Победитель — Великий герой»). Последователей его учения называют джайнами.
Согласно преданиям, Махавира получил блестящее образование, с детства проявлял незаурядные способности и храбрость. После кончины родителей он ушёл из мира и в 30 лет стал странствующим аскетом. Восприняв различные духовные практики того времени, он однажды, как говорят каноны джайнизма, достиг всеведения и основал собственное учение.
Основой джайнизма как дхармической религии является вера в цепь перерождений (дхармачакра), возможность освобождения от сансары (мокша), строгий аскетизм, неизменная ценность жизни в любой форме её проявления, и, как следствие, непричинение вреда живым существам — ахимса. В противовес брахманизму джайнизм признает возможность спасения души для каждого человека. В отличие от буддизма джайнизм утверждает, что не всякая жизнь есть зло и страдание — таковой является лишь дурная жизнь. Отсюда нирвана в джайнизме — это достижение душой вечного блаженства. В этом джайны видят смысл человеческой жизни. С целью достижения нирваны приверженцы джайнизма обязаны верить в своих пророков и строго соблюдать их предписания.
Джайнизм исходит из постулата, что Вселенная вечно существовала и будет существовать. Джайны не отрицают бытия богов, но в общей схеме мироздания отводят им весьма скромное место. Бесконечные изменения мира не связаны с каким-либо божественным вмешательством. Поэтому, с точки зрения джайнизма, Веды и Брахманы не заслуживают доверия и не имеют ценности как источник знания. Согласно их представлениям, Вселенная проходит чередующиеся восходящие и нисходящие циклы развития, каждый из которых продолжается не поддающееся счету число лет. Один восходящий и один нисходящий цикл составляют эпоху. В каждом цикле бывает 24 главных тиртханкара («перевозчика через океан бытия»), 12 главных императоров и 64 великих человека. В восходящий период сам человек увеличивается в размерах, жизнь его становится дольше, отсутствует необходимость в законах или собственности, поскольку все потребности человека могут быть удовлетворены. В период упадка уменьшаются размеры человеческого тела, снижается его сила во всех областях жизни, и прежде всего в морали, пока сам он не превращается в слабовольное существо. Сейчас человечество живет в эпохе упадка, потому что последний из 24 тиртханкаров приходил в этот мир и уже покинул его.
Важной отличительной особенностью джайнизма является анекантавада — учение о множественности, или многосторонности видения объектов и феноменов разными наблюдателями. Реальность находится по ту сторону ограниченного разума; все наши суждения о ней преходящи и условны. Любая вещь может рассматриваться с 350-ти различных точек зрения, поэтому невозможно быть уверенным ни в каком знании. Самый лучший метод суждения — это метод возможного: на каждое утверждение отвечать лишь: «может быть — может не быть» или «да — нет».
Джайнизм исповедует дуалистический принцип разделения мира на джива (духовные, живые вечные существа) и аджива (неживая природа). Джива действует и способна к познанию; аджива имеет атомистическую природу и не сознает себя. Любой материальный объект имеет по крайней мере одну адживу; растения и деревья имеют две адживы, животные — три и более. Джайнизм разрешает есть только то, что имеет две адживы (молоко, воду, фрукты, орехи и овощи). Есть пищу, содержащую три адживы, категорически запрещено, поскольку это нарушает основной закон ахимсы – непричинения вреда.
Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщической деятельностью (согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых существ — червей и насекомых).
В конце I в. (ок. 80 г. н.э.) окончательно сложились два основных направления в джайнизме:
- Шветамбары — более многочисленная ветвь. Канон шветамбаров — Сиддханта, или Агама — включает в себя 11 анг (разделов), 12 упанг (малых разделов) и несколько мелких произведений. Джайнизм в форме шветамбары исповедуют в основном зажиточные слои города: торговцы, ростовщики и ремесленники.
- Дигамбары (букв. «облаченные в воздух») — ходят почти обнаженными (в настоящее время это делают лишь те, кого почитают святыми), низко оценивают женщин, считая их величайшим соблазном в мире и причиной греха; не признают каноны шветамбаров.
Система обетов джайнизма требует от исповедующих эту религию говорить только правду, не красть, хранить супружескую верность. Чувственные удовольствия рассматриваются как грех. Культивируется безразличие к удовольствию и боли. Чтобы дальше продвинуться в борьбе с кармами, миряне могут совершать паломничества, заниматься медитацией, соблюдать дважды в месяц посты и совершать публичную исповедь (пратикрамана) хотя бы в сезон дождей. Идеальным завершением жизни джайнского мирянина считалась смерть в результате поста.
Отказавшись от культа брахманизма, приверженцы джайнизма постепенно развили свою пышную обрядность. У многих джайнов существует кастовая практика и есть служители, выполняющие религиозные обряды в домах и храмах. Ответственность за джайнские общины несут упадхьяи — знатоки авторитетных текстов и ачарьи — духовные наставники.
В отличие от других индийских религий джайнизм мало изучен и не очень широко известен на Западе (джайны не поощряли любопытства европейцев). В настоящее время в мире насчитывается примерно 6 млн приверженцев этой религии, из которых 3,5 млн проживают в Индии. Здесь джайны имеют свои учебные заведения и периодическую печать, создают ашрамы для сирот и вдов, гостиницы для паломников и лечебницы для животных.
Источники:
Дополнительно от Генон: