Секта в религии (от латинского sequi — «следовать за кем-либо, повиноваться») — это вероисповедная группа, которая возникает как оппозиция по отношению к ранее утвердившимся и, как правило, господствующим религиозным направлениям и историческим церквам. Также используется более нейтральный термин «культ» (англ. cult, от лат. cultus).
Для сект (особенно в начальный период их существования) характерны радикализм учения, проповедь собственной исключительности и единоспасающей силы своего учения, настроения избранности, резкое противопоставление себя другим религиозным направлениям и внешнему миру. Секты обычно отличаются харизматическим или авторитарным типом лидерства, строгим подчинением дисциплине и принятым в организации нравственным и поведенческим нормам. Часто секты создают собственную субкультуру, отличающую ее носителей от остальных людей. В литературе термин «секта» часто без достаточных оснований применяется к другим типам религиозных объединений только на том основании, что они противопоставляют себя наиболее массовой исторической церкви, хотя сами исторические церкви могут иметь значительное количество сектантских черт (например, уверенность в единоспасающей силе своей религиозной организации, свою субкультуру, проявлять нетерпимость и т.п.).
Секты в христианстве
Христианство у своих истоков по своей вселенской сущности не было сектой, хотя и воспринималось многими как секта. Первыми сектантскими группами внутри христианства были иудействующие (ревнители закона Моисеева), утверждавшие, что спасение по вере во Христа без обрезания и соблюдения закона невозможно (с ними Павел дискутирует в Послании к Галатам), а также гностики — сторонники дуалистического мировоззрения (следы полемики с ними находим в Послании к Колоссянам). Позднее, после разделения Церкви на православную и католическую, каждая из разделившихся ветвей порождала свои секты: катары, петробрузиане у католиков; стригольники, хлысты, старообрядцы у православных. С появлением протестантизма (возникшего не как отдельная секта внутри католицизма, а как широкое движение за возвращение католической церкви к библейским основаниям христианской веры) появились и секты протестантсткого происхождения.
В настоящее время продолжают существовать секты католического происхождения («старокатолики», лефевристы), православного («Богородичный центр», «Истинно-православная церковь» и др.) и протестантского происхождения («Свидетели Иеговы», мормоны, «Новоапостольская церковь», «чистые баптисты», пятидесятники-«единственники», «мурашковцы» и т.д.)
В то же время лютеране, реформаты, баптисты, методисты и другие протестантсткие конфессии даже в дореволюционном православном понимании рассматривались не как секты, а как «инославные вероисповедания» наряду с католиками. Эти конфессии также порождали новые вероисповедные группы и секты (пиетисты, штундисты, «малеванцы» и т.д.).
В конце ХІХ на волне «ривайвелизма» (внеденоминационного евангельского движения в США) появилось пятидесятничество. Оно возникло как межконфессиональное движение и поначалу претендовало на духовное обновление существующих церквей, а не на создание новой конфессии. Однако, как это часто происходит, уже к к. 10-х — нач. 20-х гг. ХХ в. пятидесятники фактически превратились в отдельное протестантское вероисповедание. Подобно другим конфессиям, от них стали отделяться свои группы и секты.
Так появились секты пятидесятнического происхождения: «пятидесятники — святые сионисты», «единственники» и др., однако они не определяют лицо пятидесятничества в целом. Во второй половине ХХ в. на почве пятидесятничества в свою очередь возникло т.н. харизматическое движение, которое тоже фактически в конце века стало отдельной конфессией, хотя и поддерживающей тесные связи с «классическим» пятидесятничеством. Некоторые группы в харизматическом движении имеют ярко выраженные сектантские черты и серьезные отступлления от ортодоксальной христианской догматики («Слово Жизни», «пауэр-иванджелизм», сторонники учения К. Хейгина о «всемогуществе» верующего и др.). Классические же пятидесятники являются уже традиционной конфессией для РФ и других стран СНГ, они участвуют в межцерковных мероприятиях и, например, подписали вместе с православными, католиками, лютеранами, баптистами, реформатами воззвание, предостерегающее людей от тоталитарных сект и нетрадиционных культов (см. приложение к брошюре А. Дворкина «10 вопросов навязчивому незнакомцу»).
Историческая судьба сект неодинакова: одни из них со временем прекращают свое существование, другие постепенно превращаются в иные типы религиозных объединений (деноминации, конфессии и т.п.).
Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский в юрисдикции Православной церкви в Америке Иоанн (Шаховской) в своей известной работе «О Православии в сектанстве и о сектанстве в Православии» отмечал: «Ошибочно думать, что все православные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть действительно не православные. Не всякий православный по имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу, и в настоящее время в особенности можно встретить “православного” — настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды — внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе. И, наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на самом деле таящего в себе много истинно Божьего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям» [1]
История термина
Изначально слово «секта» было нейтральным термином для описания отдельных политических, философских и религиозных групп, однако его стали употреблялось в полемическом контексте еще в дохристианскую эпоху. Хотя этимологически слово секта происходит от латинского sequi — «следовать за кем-либо, повиноваться», довольно рано оно стало ассоциироваться с созвучным латинским словом sector и другими производными от глагола seco — «резать, разделять, отсекать». В раннехристианский период оно стало обозначать ложное учение, отколовшееся от основной общины, и использовалось для перевода древнегреческого heresis (которое тоже сначала значило просто «учение, школа, направление», а затем сузилось до понятия «ложное учение, ересь»). Эти два слова вплоть до Нового времени употреблялись на латинском Западе как синонимы. После Реформации установилось разграничение значений терминов: слово «секта» стало обозначать организацию или группу людей, а «ересь» — неортодоксальное учение, которого придерживается та или иная секта или деноминация.
Современное употребление термина
В силу яркой эмоциональной окрашенности и негативных коннотаций религиоведы в настоящее время избегают пользоваться этим термином иначе как в описании исторических процессов, предпочитая термины «религиозные группы», «религиозные организации», «религиозные образования», «религиозные течения». Слово «секта» употребляется исключительно публицистами и религиозными деятелями (в отношении других религиозных организаций), практически всегда в уничижительном смысле. Термин «секта» не употребляется (кроме единичных случаев) в нормативных актах РФ. В западной теологии и публицистике в значении термина «секта» чаще употребляется слово «культ».
Тоталитарными сектами стали называть особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками и лозунгами. Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни.
Источники и дополнительная информация:
- sr.artap.ru — статья «Типы религиозных объединений» в кн.: Новейший словарь религиоведения / Авт.-сост. О.К. Садовников, Г.В. Згурский; под ред. С.Н. Смоленского. Ростов н/Д: Феникс, 2010
- ru.wikipedia.org — статья «Секта» в Википедии;
- azbyka.ru — архип. Иоанн (Шаховской). О Православии в сектанстве и о сектанстве в Православии
- pravbeseda.ru — Дворкин А.Л. Сектоведение.