Авангард (фр. Avant-garde, «передовой отряд») — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов.
Авангард — это эксперимент художников, создающих необычные картины. Термин Авангард пришёл к нам из Франции около 1820 года. В русском языке слово "Авангард" в искусстве первым сказал Александр Бенуа в 1910 г. В советском искусствознании авангардизм не признавали. И. Маца писал: “Авангардность предполагает целостность идейную, художественную и эстетическую, общественную и профессиональную прогрессивность”. Осуждать это творчество не возможно, ведь каждое творчество уникально. Это творчество на любителя. У людей посмотрев эти картины, возникают разные эмоции, кто восхищается ими, кто-то не понимает их, кто-то испуган. Художник это делает для того чтобы удивить людей, чтобы люди посмотрели на мир другими глазами, быть может они что-то упустили из виду, а художник это заметил и выразил это в своей работе.
Авангард объединяет ряд внешне различных течений (кубизм, кубофутуризм, супрематизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм — в изобразительном искустве; хеппенинг и театр абсурда в театральном искустве, додекафония, сериализм, алеаторика, конкретная музыка, электронная музыка, минимализм, магнитофонная музыка, сонористика), эстетическая сущность которых сводится к открыто декларируемой или же имплицитной ("скрытой") подмене центральной эстетических категории прекрасного категорией нового, оригинального.
Для всех видов авангарда характерен запрограммированный художником разрыв с воспринимающей публикой, обман ее эстетических ожиданий. В одних случаях субъективное оправдание такого разрыва может объясняться серьезностью и трудностью художественного замысла, убежденностью правильности избразительного пути и надеждой на понимание и углубленное изучение произведений будущими поколениями (А. Шенберг, А. Веберн, С. Губайдуллина, Г. Уствольская). В других случаях активное воздействие на воспринимающего, шок, скандал, эпатаж, ирония над его способностью эстетич. суждения являются неотъемлемой частью самого замысла.
Источники информации: