28981 автор и 62 редактора ответили на 85240 вопросов,
разместив 135210 ссылок на 43428 сайтов, присоединяйтесь!

Что такое Биробиджан?

РедактироватьВ избранноеПечать

Биробиджан — город в России, административный центр Еврейской автономной области.

 

Станция на Транссибирской железнодорожной магистрали, в 75 км от границы с Китаем.

 

Биробиджан стоит на берегах Биры. Биджан же протекает параллельно Бире к западу от города (порядка 100 км) и впадает в Амур, как и Бира.

 

Площадь Биробиджана — около 36 тыс. км2, расположен между 47° 40'—49° 20' северной широты и 130° 30'—135° восточной долготы; западная, южная и юго-восточная граница Биробиджана проходит по реке Амур, являясь границей между Россией и Китаем.

 

Биробиджан получил свое название из эвенкийского языка. Так называли пространство между реками Бира (эвенкийское «бира» — «река») и Биджан (эвенкийское «биджен» — «постоянное стойбище»).

 

День города
Год основания города Биробиджан: 1915. День города отмечается 2 марта:

  • в 2011 году это первая среда месяца (96 лет);
  • в 2012 — первая пятница месяца (97 лет);
  • в 2013 — первая суббота месяца (98 лет);
  • в 2014 — первое воскресенье месяца (99 лет);
  • в 2015 — первый понедельник месяца (100 лет);
  • в 2016 — первая среда месяца (101 год);
  • в 2017 — первый четверг месяца (102 года);
  • в 2018 — первая пятница месяца (103 года);
  • в 2019 — первая суббота месяца (104 года);
  • в 2020 — первый понедельник месяца (105 лет).

Население

В 1937 году в области проживало 76 500 человек, из них евреев около восемнадцати тысяч (23,8%). По переписи 1939 года, в области проживало 108 400 человек, из них евреев 17 695 (18,45%). По переписи 1959 года, еврейское население достигало 14 269 человек (8,8% всего населения), из которых 83,9% проживало в городах и поселениях городского типа и 16,1% — в сельских местностях. 5597 евреев — жителей области назвали идиш родным языком.

 

Соответствующие цифры переписи 1970 года свидетельствуют о значительных демографических изменениях: общая численность еврейского населения — 11 452 человек (6,6% всего населения); в городах проживало 89,7%, а в сельских местностях 10,3%; менее двух тысяч евреев назвали идиш родным языком.

 

В 1977 году население Еврейской автономной области составляло 195 000 человек, в том числе в городе Биробиджане — 67 тыс. человек.

 

Еврейское население области составило в 1989 году, согласно переписи, 8887 человек (4,15%), в городе Биробиджан проживало 8038 евреев (9,7% всего населения города). Однако после начала алии (1990 год) число евреев значительно уменьшилось. Только в 1990 году из области выехало около 1,5 тыс. человек. Вне центра области, города Биробиджан, евреев почти не осталось. Даже село Валдхейм, где расположена центральная усадьба богатого колхоза «Заветы Ильича», который долгие годы возглавлял Герой Советского Союза В.И. Пеллер (1913—78 годы), в конце 1980-х годов пришло в упадок, еврейская молодежь его покинула.

 

В связи с массовым отъездом в Израиль, США, Канаду, Германию и другие страны в конце 1990-х — начале 2000-х годов еврейское население Биробиджана резко сократилось. Согласно всероссийской переписи населения 2002 года, в Еврейской автономной области проживали 2329 евреев, в подавляющем большинстве в городе Биробиджане.

 

По состоянию на 1 октября 2009 года население города 75 501 чел.

 

История города

 

Возник как посёлок при станции Тихонькая (открыта в 1915 году), который в 1928 году преобразован в рабочий посёлок Тихонькая—Станция.

 

В мае 1928 года принято постановление Президиума ЦИК СССР о закреплении за КомЗЕТом (комитет по землеустройству еврейских трудящихся) для нужд сплошного заселения трудящимися евреями свободных земель в Приамурской полосе Дальневосточного края. Решение советского правительства избрать станцию Тихонькую для еврейского заселения определялось множеством факторов, основным было намерение укрепить границы советского Дальнего Востока ввиду близости Японии и возможного вторжения китайцев.

 

Заселение данного региона стало особенно важным для СССР после советско-китайского конфликта 1929 года и оккупации японцами в 1931 году Маньчжурии. В конце 1920-х и начале 1930-х годов правительство СССР пыталось улучшить отношения с Западом, и Биробиджанский проект мог повлиять на еврейское и проеврейское общественное мнение в Европе и Америке. Включение евреев в проект заселения Дальнего Востока имело также целью получение финансовой помощи от богатых евреев живших за рубежом. Кроме того, такое заселение позволяло разрешить часть экономических трудностей, стоящих перед евреями СССР.

 

Некоторые члены Евсекции считали Биробиджанский проект заменой сионизма. Летом 1927 года в Биробиджан была отправлена делегация для исследования возможности основания сельскохозяйственных поселений. На основе рекомендаций этой делегации было принято решение президиума ВЦИКа от 28 марта 1928 года — поручить КомЗЕТу  надзор над поселениями в Биробиджане.

 

Поселения евреев, создаваемые в небольших населенных пунктах, соединяли Транссибирскую магистраль с долиной реки Амура. В апреле 1928 года начинают прибывать первые переселенцы. Однако, в связи с тяжелыми бытовыми условиями и из-за тяжелого климата этот процесс протекал неравномерно. В первые годы прибыло сравнительно большое число евреев-поселенцев, однако более половины поселенцев, прибывших в 1928—33 годах, покинули область. Всего за первые шесть лет колонизации прибыло 19 635 евреев, а уехало 11 450, то есть осталось только 8185 человек.

 

Постановлением Президиума ВЦИК от 10 октября 1931 года селение Тихонькая было отнесено к категории рабочих поселков и ему присвоено наименование Биробиджан.

 

Биробиджанский проект вызвал полемику среди сторонников еврейской колонизации в СССР и среди деятелей Евсекции. В числе критиков проекта были Юрий Ларин и Абрам Брагин — активные сторонники поселения евреев на землю. Ларин утверждал, что более благоприятными для еврейской колонизации являются иные районы СССР, особенно Крым.

 

Биробиджанский проект нашел горячего сторонника в лице М. Калинина, председателя ВЦИКа. В 1926 году в речи на съезде ОЗЕТа (Общества землеустройства евреев-трудящихся), еще до возникновения Биробиджанского проекта, он заявил: «Перед еврейским народом стоит большая задача — сохранить свою национальность, а для этого нужно превратить значительную часть еврейского населения в оседлое крестьянское земледельческое компактное население, измеряемое, по крайней мере, сотнями тысяч. Только при таких условиях еврейская масса может надеяться на дальнейшее существование своей национальности».

 

На приеме, данном представителям рабочих Москвы и еврейской прессы в мае 1934 года, М. Калинин сказал, что создание еврейского территориального центра в Биробиджане является единственным путем нормализации национального статуса евреев Советского Союза, и что в течение одного десятилетия Биробиджан станет наиболее важным и, возможно, единственным оплотом национальной еврейской социалистической культуры, и что преобразование области в республику является вопросом времени. Поездка в Биробиджан Лазаря Кагановича, члена политбюро коммунистической партии, воодушевила еврейское руководство области.

 

Биробиджанский проект вызвал большой интерес у евреев всех стран и, в особенности, у тех, кто ратовал за еврейский территориализм. В немалой степени способствовало этому то, что поселение евреев в Биробиджане совпало с усилением антиеврейских репрессий в нацистской Германии. Иностранные еврейские организации, которые участвовали в колонизационных проектах Советского Союза, например Агро-Джойнт и Еврейское колонизационное общество (ЕКО), заняли нейтральную позицию. ОРТ оказал некоторое содействие в развитии промышленности. Лишь те зарубежные еврейские организации, члены которых были преимущественно коммунистами, безоговорочно поддерживали этот план.

 

В 1929 году Американское общество еврейской колонизации в СССР (ИКОР), тесно сотрудничавшее с ОЗЕТом, послало делегацию, состоявшую из специалистов по сельскому хозяйству и поселениям, для обследования возможностей дальнейшей колонизации Биробиджана. Еврейским поселенцам оказывал помощь Амбижан (Американский комитет по поселению иностранных евреев в Биробиджане). В середине 1930-х годов и после Второй мировой войны Биробиджану помогали также некоторые еврейские организации Канады, Западной Европы и Южной Америки. Эти организации собирали пожертвования для Биробиджана и пропагандировали идею его заселения евреями.

 

В начале 1930-х годов около 1,4 тыс. еврейских иммигрантов прибыло в Биробиджан из-за рубежа: США, Аргентина, Европа, Эрец-Исраэль и другие страны и регионы мира.

 

В 1930-е годы начинают создаваться небольшие предприятия деревообрабатывающей, легкой, металлообрабатывающей промышленности, ориентированных на кустарей — переселенцев. В их числе были мебельные артели «Биробиджан» и «Мехмебельщик», обозостроительная — кузнечная артель «Колесо революции», деревообрабатывающая фабрика «Деталь», открылись первые два цеха швейной фабрики. Началось строительство обозного завода, фанерной, трикотажной, обувной, пимокатной фабрик.

 

С началом еврейской колонизации, особенно в середине 1930-х годов, многое было сделано, чтобы придать Биробиджану еврейский облик. Были основаны еврейские колхозы и еврейские сельсоветы. Евреи занимали руководящие посты в области. В 1930 году И. Левин, работник партийного аппарата Белоруссии и секретариата ОЗЕТа, был назначен первым секретарем Биробиджанского райкома партии. После учреждения Еврейской автономной области в 1934 году еврей М. Хавкин стал первым секретарем обкома партии, а И. Либерберг, директор Института еврейской пролетарской культуры при Украинской АН, — председателем облисполкома. Несколько решений было принято об употреблении идиш как официального языка области, наравне с русским. Были основаны школы, в которых языком преподавания был идиш, и сделаны попытки преподавать идиш в нееврейских школах. Вывески на улицах, надписи на железнодорожных станциях, даже почтовый штемпель были на русском языке и на идиш. Начали издаваться газеты и журналы на идиш. В областном центре началось издание газет «Биробиджанская звезда» и «Биробиджанер штерн», вещание Биробиджанского радио, открывается государственный еврейский театр, музей, пущено автобусное движение. Биробиджан становится областным административно-хозяйственным и культурным центром.

 

В 1934 году был основан Еврейский государственный театр. В городе Биробиджан была открыта областная библиотека имени Шалом Алейхема с большим числом изданий на идиш и книг по еврейской тематике.

 

В 1934 году с образованием Еврейской автономной области Биробиджан становится ее административным центром.

 

Рабочий поселок Биробиджан получил статус города на основании постановления Президиума ВЦИК от 2 марта 1937 года № 17 «О преобразовании рабочего поселка Биробиджан в город».

 

Репрессии 1936—38 годов нанесли тяжелый удар Еврейской автономной области. Руководящие деятели области (Либерберг и другие) были обвинены в национализме и троцкизме и расстреляны. Более всего пострадали иммигранты из других стран. Публикации 1990-х годов предали гласности некоторые сведения о размахе сталинских репрессий в Еврейской автономной области. Из 311 делегатов первого областного съезда Советов (1934 год) 116 были расстреляны по приговору «троек» и 175 отправлены в лагеря. Из двенадцати членов президиума 2-го областного съезда (1936 год) расстреляны одиннадцать. Столь значительный размах репрессий был вызван некоторыми местными особенностями: И. Сталин рассматривал иностранных евреев, поселившихся в Биробиджане, как шпионов. С большим подозрением он относился к японским планам создания в Маньчжурии еврейской автономии.

 

В 1939—40 годах, после аннексии Прибалтики, Буковины и восточных районов Польши, был разработан план перемещения евреев с захваченных территорий в Биробиджан. Однако начавшаяся в 1941 году война с Германией помешала осуществлению этого плана. В годы войны, когда в Европе евреи подверглись массовому истреблению, а в СССР усилился антисемитизм, интерес к Биробиджану среди советских евреев значительно возрос.

 

В Великую Отечественную войну на фронт призвали и ушли добровольцами 11 тыс. биробиджанцев, из них 7 тыс. домой не вернулись.

 

Великая отечественная война перестроила жизнь города на военный лад. В самые короткие сроки предприятия города начали выпуск продукции для фронта: боеприпасов, автоприцепов, парашютов, военного обмундирования, военно-санитарного имущества, лыж и т.д.

 

В 1946—48 годах обострение еврейского национального самосознания, трудности, с которыми столкнулись евреи, вернувшиеся из армии и эвакуации на места своего прежнего проживания, а также провал плана поселения евреев в Крыму привели к увеличению числа поселенцев в Биробиджане. Статьи в «Эйникайт», органе Еврейского антифашистского комитета, пропагандировали идею массового переселения евреев в Биробиджан.

 

Недолго продолжавшееся переселение в Биробиджан после войны увеличило местное еврейское население к концу 1948 года до 30 тыс. человек (наибольшая цифра за всю историю существования области). В послевоенные годы увеличилось число евреев в местной администрации и усилилась еврейская культурная деятельность. Среди местных еврейских писателей выделялись своей литературной активностью Б. Миллер, И. Эмиот, Х. Малтинский. Снова была разрешена помощь со стороны зарубежных евреев. Однако процесс нового роста Биробиджана как еврейского центра к концу 1948 года был приостановлен. Правительство СССР начало проводить политику подавления еврейской культурной и общественной деятельности по всему Советскому Союзу. Если репрессии конца 1930-х годов касались в Биробиджане евреев, занимавших официальные посты, и иммигрантов из других стран, то репрессии 1948 года и последующих лет имели целью уничтожить в области всякого рода еврейскую активность. В 1949 года в городе Биробиджане были арестованы все евреи, собравшиеся в синагоге на празднование Рош ха-Шана; раввин был приговорен к расстрелу. Большинство местных еврейских писателей было арестовано, еврейский театр закрыт, в школах прекращено преподавание на идиш, из библиотеки имени Шалом Алейхема изъято большое количество книг на идиш. Еврейское переселение в Биробиджан прекратилось, и еврейское население области сильно сократилось. После смерти И. Сталина в Биробиджане не произошло значительных перемен в еврейской жизни.

 

В 1958 году советское правительство и коммунистическая партия устами своего тогдашнего руководителя Н. Хрущева признали полный провал эксперимента в Биробиджане: в интервью, опубликованном 9 апреля 1958 году во французской газете «Ле фигаро», Н. Хрущев заявил, что нелюбовь евреев к коллективному труду и к групповой дисциплине привели к неудаче попытки создания еврейского поселения в Биробиджане.

 

В 1960—70-х годах единственным сельскохозяйственным поселением со сравнительно крупным еврейским населением оставался Валдхейм в окрестностях города Биробиджан, но он входил в состав большого колхоза «Заветы Ильича» и его еврейское население постоянно уменьшалось. Такие посты как секретарь обкома или райкома (область делится на пять районов) обычно не занимали евреи, хотя в 1970 году первым секретарем обкома был назначен Лев Шапиро. Из пяти депутатов от Биробиджана в Совет национальностей Верховного Совета СССР евреи составляли меньшинство. Последний след еврейской культуры в 1970-е годах — газета на идиш «Дер биробиджанер штерн», почти не касавшаяся еврейской тематики. Осталось также несколько табличек с названиями улиц на идиш, в том числе улица Шалом Алейхема — главная магистраль города Биробиджан. Вся официальная и общественная деятельность происходила только на русском языке. В 1970-е годах Еврейская автономная область являлась лишь историческим анахронизмом в административной номенклатуре СССР.

 

В середине 1950-х годов возобновилась служба в деревянной синагоге Биробиджана (улица Чапаева, 9), но уже в 1960-е годы миньян опять мог собираться только на квартирах. С начала 1970 года богослужение в синагоге возобновилось. В середине 1980-х годов умерли последние евреи, собиравшиеся в синагоге, и в 1987 году здание было передано группе геров. В 1990-е годы о былой еврейской религиозной жизни в области напоминали лишь несколько надгробий с еврейскими надписями на одном из двух городских общих кладбищ.

 

В 1984 году власти торжественно отметили 50-летие области; к юбилею были введены некоторые элементы еврейской атрибутики. Был выпущен букварь языка идиш (Хабаровск, 1982 год), в местном педагогическом училище начали преподавать идиш, на юбилейных торжествах продавались майки с надписями на идиш и т. д. В городе Биробиджане было построено новое здание, где предполагалось разместить труппу Еврейского камерного музыкального театра. Однако после торжеств еврейские вывески были убраны; в трех школах, где в начальных классах проводились факультативные уроки идиш, они были отменены; в местном педагогическом училище занятия на идиш прекратились. Представительские еврейские функции исполняли только газета «Биробиджанер штерн» (ее редактором в 1984–89 годах был Л. Школьник, родился в 1944 году; с 1992 года живет в Израиле), в которой иногда публиковались литературные произведения, материалы по еврейской истории и культуре, и еврейский отдел областной библиотеки имени Шалом Алейхема (к 1993 году его фонд составлял четыре тысячи книг, до войны было тридцать семь тысяч).

 

Перестройка конца 1980-х годов не сразу внесла изменения в жизнь евреев Биробиджана. В 1990 году открылась еврейская воскресная школа (директор Д. Урина); в 1992 году — государственная начальная четырехлетняя школа, где около 60 учеников изучали идиш и еврейскую традицию; в 1993 году в школе открылся пятый класс. В 1990 году было основано первое высшее учебное заведение в области — педагогический институт с отделением, которое дает выпускникам специальность: преподаватель идиш и английского языка. В педагогическом училище стали готовить учителей младших классов — преподавателей идиш и воспитателей еврейских детских садов. Институт усовершенствования учителей Еврейской автономной области выпустил несколько номеров бюллетеня «Родной язык». Областное телевидение и радио проводят передачи на идиш. В 1992—93 годах работал детский хореографический ансамбль «Мазлтов»; его гастроли по городам России финансировали городская администрация и посольство Израиля в Москве.

 

В 1990—92 годах шла активная дискуссия о статусе Биробиджана. Многие, в том числе представители амурского казачества и некоторые активисты сионистского направления, высказывались против сохранения еврейской автономии, по существу давно уже фиктивной. Однако в октябре 1991 году областной совет большинством в 57 депутатов (из 97) высказался за преобразование области в автономную республику. Тем не менее в Москве это решение не было утверждено, и статус Еврейской автономной области остался прежним (все другие автономные области получили статус республик в составе Российской Федерации). 31 марта 2005 года депутаты законодательного собрания Еврейской автономной области создали рабочую группу для изменения статуса региона; они хотят добиться статуса республики, так как по конституции 1993 года область является самостоятельным субъектом Российской Федерации.

 

Администрация пыталась расширить связи с Израилем, рассчитывая на разностороннюю помощь в условиях тяжелого экономического кризиса. Для этих целей была создана финансово-промышленная корпорация «Соломон». В августе 1991 года Израиль с официальным визитом посетил председатель областного совета Б. Л. Корсунский. Однако израильские и другие западные предприниматели не торопятся вкладывать средства в нестабильный регион.

 

В 1997 году в Биробиджане была образована еврейская религиозная община «Фрейд» (основатель Л. Тойтман, 1925—2007), в которой насчитывается более полутора тысяч человек. Главный раввин Биробиджана и Еврейской автономной области — Мордехай Шайнер. В Биробиджане работают воскресная школа, женские и молодежные клубы. Общество «Фрейд» выпускает газету «Община». В Биробиджане открыт еврейский народный университет, создан клуб бывших малолетних узников гетто. В Биробиджане созданы детские танцевальные и песенные ансамбли. «Фрейд» с 1999 года ежегодно проводит общинный фестиваль еврейской книги.

 

При финансовой помощи Джойнта действуют организация благотворительной помощи Хесед, благотворительная столовая, клуб для пожилых людей «Теплый дом». Общине было возвращено здание синагоги на улице Чапаева.

 

Источники информации:

  • eao.develop.tomstudio.ru — из истории г. Биробиджана (1937–1940 годы);
  • eleven.co.il — электронная еврейская энциклопедия: г. Биробиджан;
  • base.ijc.ru — еврейский интернет-клуб: история г. Биробиджана;
  • calend.ru — проект «Календарь событий»: Биробиджан;
  • ru.wikipedia.org — Википедия: Биробиджан;
  • eao.ru — Биробиджану — 70: страницы истории;
  • ru-regions.ru — регионы России: история г. Биробиджана.

Дополнительно на Геноне:

Последнее редактирование ответа: 27.05.2012

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать


Посмотреть «Биробиджан» в словарях и энциклопедиях:

ЯndexВикипедияКругосветKM.RU@mail.ruGoogle

«Что такое Биробиджан»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.