Масóны, франкмасоны (фр. Franc-maçonnerie, англ. Freemasonry) — представители возникшей в XVIII в. тайной международной организации с ритуалами и символикой, иллюстрирующими принципы и идеалы масонства. Название «масон», или «франкмасон», происходит от фр. franc-maçon (в старофранцузском masson, англ. freemason); употребляется также буквальный перевод этого названия — вольный каменщик.
Масонство существует в форме местных лож — обычно небольших групп численностью до 40-50 человек, объединённых территориально; существуют ложи и с большим количеством членов. Местные ложи учреждаются Великой Ложей, которая служит для неё материнской. Как правило, в одной стране существует только одна «Великая Ложа». В США, однако, «Великая Ложа» имеется в каждом штате. Во главе Великой Ложи находится Великий Мастер, выбираемый из числа братьев (масонов). Масонство называют орденом, если говорят о нем, как об организованном сообществе людей, или братством, подразумевая или подчеркивая братский характер отношений между членами лож (масонами).
Первые масонские ложи были основаны в XVII веке в Англии, организационно масонство оформилось с возникновением первой Великой Ложи в 1717 году в Лондоне, ставшей впоследствии Объединенной Великой Ложей Англии (ОВЛА) (UGLE — United Grand Lodge of England ), и считающейся материнской для всего масонства. Существуют версии о значительно более древнем происхождении масонства, начало которого выводится от орденов тамплиеров и гильдий каменщиков XIII в., однако они не имеют строгого документального подтверждения.
Идеология и символика
Считается, что аждый масон чтит Бога, к нему обращаются как к «Великому Строителю (Архитектору) Вселенной», при этом допускается исповедание любой традиционной религии. Масонство по своей сути не является религией или её заменой, в масонстве нет разработанной теологии, а дискуссии по религиозным вопросам в масонских собраниях не допускаются. Признание веры в Бога как базиса масонства и его принципов восходит к основателям современного масонства в нач. XVIII в., и этого придерживается доминирующее большинство мирового масонства (так называемое регулярное, или консервативное масонство); делается акцент на обязательном монотеизме.
Масонство позиционирует себя как нравственно-этическая система, выраженная в аллегориях и иллюстрируемая символами; большинство символики заимствовано из других культур, в ритуалах обыгрываются библейские персонажи. Внимание масонов обращено на нтребования нравственного самосовершенствования и также духовного роста в рамках той религии, которую каждый исповедует. Философия масонства включает в себя внешние элементы как христианства, так и других религий.
Символика и терминология масонства ведёт начало от орудий труда каменщиков-строителей средневековых соборов в Европе, которые были первыми т.н. «братьями» движения. Мастерок, циркуль, отвес и др. толкуются в символическом смысле и используются для изложения масонской нравственно-этической системы. Общепринятым символом движения является треугольник, внутри которого изображается открытый глаз — «Лучезарная Дельта», как он называется в масонстве (англ. Eye of Providence, Око Провидения). Само изображение глаза в треугольнике заимствовано из христианства, где этот знак является символом «Всевидящего Ока» Провидения, а треугольник символизирует Троицу. Символ встречается на иконах и культовых сооружениях, в том числе православных (главный портик Казанского собора в Санкт-Петербурге, оформление Ахенского собора в городе Ахен). Ещё до христиан несколько иной символ «Всевидящего Ока» был популярен у древних египтян (глаз Гора).
Лучезарная Дельта призвана напоминать масону о вездесущести Творца, Высшего Бытия. Это главный масонский символ первого градуса, степени ученика. Стилистически глаз часто заменяет вписанная в треугольник окружность. В либеральном масонстве Лучезарная Дельта считается знаком просвещенности или принципа сознания.
Одним из символов масонства также является акация, которая считается одним из основных символов, используемых в масонстве, и связана с так назывемой Легендой о смерти мастера Хирама — тематической базой степени мастера-масона. Далее: отвес — символ стремления к совершенству, уровень — символ равенства, наугольник — символ уравновешенности и примирения неизменного стремления к совершенству с реально достижимым, символ земного, циркуль — символ умеренности и благоразумия, а также стремления к высшему и духовному, мастерок — символ укрепления братских связей, и т.д. В масонстве широко используются вариации на тему библейского повествования о строительстве Храма Соломона.
Одним из масонских принципов провозглашается лояльность к властям тех стран и территорий, где масонство существует. «Работа на пользу общества» считается одной из масонских добродетелей. Для большинства масонов это реализуется через их участие в благотворительной деятельности.
Масонская «регулярность»
Регулярность (англ. Regularity) — это комплекс критериев и норм, выражающих базовые масонские принципы, на основе которых устанавливаются отношения в масонстве («братские отношения»). Практической стороной регулярности является система признания Великих Лож (ВЛ) друг другом на взаимной основе.
Понятие регулярности использовалось в масонстве с XVIII века b обозначало правильность повседневной масонской практики в ложах, ее соответствие традициям. Однако как единый свод принципы регулярности были опубликованы Объединенной Великой Ложей Англии (ОВЛА) в 1929 г., а позже подтверждены ею в 1938 г. в документе Aims and Relationships of the Craft. Публикация стала результатом накопленного к тому времени опыта распространения масонства в мире и содержала общие стандарты практики в различных ложах и системах. Другие Великие Ложи мира с незначительными вариациями приняли аналогичные принципы и стандарты регулярности. В настоящее время признание регулярности и следование ее принципам позволяют мировому регулярному масонству при автономии национальных Великих Лож и взаимном уважении суверенитета находиться в интегрированном состоянии, создаёт условия для сохранения масонских традиций и свидетельствуют о приверженности базовым масонским ценностям.
Среди стандартов регулярности:
- Учреждение Великой Ложи другой регулярной ВЛ или тремя ложами, работающими в юрисдикции регулярных;
- Великая Ложа и суверенитет Великой Ложи;
- вера в Бога для каждого масона как фундаментальное требование и наличие в ложе Священной Книги (или нескольких), напр. Библия, Тора, Коран и др. в соответствии с верой присутствующих, принесение обязательств перед ней;
- исключение религиозных и политических вопросов из масонских собраний;
- допуск к членству только мужчин;
- приверженность древним заповедям (ландмаркам масонства), традиционность организации;
- с организациями, не признанными регулярными, но, тем не менее, считающими себя масонскими, отношения исключаются; не допускается посещение регулярными масонами их собраний. Великие Ложи обычно публикуют в специальных изданиях списки масонских юрисдикций (Великих Лож, Великих Востоков), находящихся с ними в отношениях признания (например, UGLE Recognised Grand Lodge).
Вопросами признания и отношений часто занимаются специальные комиссии (систематизирующие информацию и вырабатывающие экспертные заключения относительно соответствия той или иной Великой Ложи стандартам регулярности), в США, где действуют Великие Ложи в каждом штате, а в последнее время регулярными признаются и Великие Ложи Принса Холла (создававшиеся афроамериканцами), работает общая комиссия по признанию, собирающаяся ежегодно.
Во многих странах (в России в том числе) действует принцип, что внутри страны или территории может быть только одна регулярная Великая Ложа, однако исторически и в настоящее время в мире есть страны, где работает более одной ВЛ на одной территории при наличии между этими ВЛ договоренности о т.н. «делении территории» или взаимного признания.
Регулярное масонство в мире является наиболее сильным и многочисленным. В современной России оно представлено Великой Ложей России (ВЛР). Это единственная в России организация, относящаяся к регулярному масонству.
Требования к кандидатам
Основные требования к кандидатам вытекают из провозглашаемых общих принципов движения. Кандидат подтверждает свою веру в Бога, Высшее Бытие. В «Книге установлений», составленной в 1723 г. лондонским проповедником Джеймсом Андерсоном, масону предписывалось не быть «ни глупым атеистом, ни безрелигиозным вольнодумцем», поддерживать гражданские власти. Кандидат должен быть зрелого возраста (в большинстве Великих Лож мира — не менее 21 года), принять решение стать масоном по собственной воле, иметь хорошую репутацию, быть «свободным и добрых нравов».
Традиционное правило при вступлении в Орден звучит как «чтобы быть масоном, спроси об этом масона» («2 be 1 ask 1»); инициатива по поводу принятия в члены ложи должна исходить от кандидата; он может обратиться в Ложу по месту жительства. Для вступления в ложу нужны рекомендации ее действительных членов. Вступлению предшествует некоторый период знакомства с масонами, которые рекомендуют кандидата. В некоторых юрисдикциях требуется, чтобы кандидат просил о вступлении 3 раза, однако это становится все менее распространенным. В некоторых юрисдикциях информация о вступлении открыта для того, чтобы потенциальный кандидат знал, где найти дополнительную информацию.
Решение о приёме в ложу принимается закрытым голосованием. Члены, голосующие за вступление, используют белые камни (в ритуале чаще всего используются шарики); те, кто против — чёрные. Количество голосующих против, необходимое для того, чтобы отклонить заявку кандидата, устанавливается местной Великой Ложей, и в некоторых юрисдикциях равно 1 голосу.
Членство в ложе и религиозные убеждения
Религиозные убеждения кандидата объявляются предметом его совести. При вступлении кандидат приносит обязательство перед Священной Книгой той веры, которую он исповедует, и которая воплощает Откровение свыше его веры (Библия, Коран, Тора и др.). Обычно кандидат принадлежит к одной из традиционных конфеcсий, однако в нерегулярных ложах континентального европейского масонства требования к вере кандидата ослабляются, допускается принятие кандидатом философии деизма или Бога — «Великого Архитектора Вселенной» как абстрактной идеи-символа, либо вообще отменяются, а в ложу могут войти атеисты и агностики. ортодоксальные ристиане критикуют масонов за то, что они лишь прикрывают христианской терминологией свои далекие от библейской догматики религиозные взгляды.
Ритуал посвящения
Кандидата в масоны в начале обряда заводят в Комнату Размышлений, выкрашенную в чёрный цвет, обстановка которой соответствует названию, в ней могут быть предметы, напоминающие кандидату о бренности бытия. В ней кандидат напишет на бумаге морально-философское завещание, свои пожелания и обеты в отношении себя и других людей, своей страны, семьи и человечества в целом. Потом его попросят еще раз подтвердить свою веру в Бога.
Перед введением в храм, где происходит посвящение, кандидату завязывают глаза. В знак смирения кандидат «ни одет, ни раздет» (частично раздевают, а левая грудь обнажена в знак открытости сердца), у него отбираются все ценности («металлы»), ему засучивают правую штанину и снимают левый ботинок. На шею надевают верёвку, символизирующую узы человеческого несовершенства. Кандидата проводят в помещение храма (зал заседания ложи), где он проходит через ритуальные испытания, слушает наставления нравственно-философского характера, участвует в небольших сценах и диалогах, цель которых — наглядно преподнести нравственные наставления ритуала. В конце церемонии он приносит торжественное обязательство перед Священной книгой той религии, которую он исповедует (на нее обычно кладется циркуль и наугольник). Далее кандидату снимают повязку, говоря при этом, что он теперь «прошел испытания и достоин Света», надевают масонский фартук, и после этого председательствующий на церемонии («Досточтимый Мастер») объявляет присутствующим о том, что теперь они обрели нового брата и призывает помогать ему в трудностях, будучи уверенными в том, что и он в трудную минуту поможет им. Часто церемония посвящения проводится с музыкальным сопровождением, что еще более усиливает впечатления кандидата. Обряд посвящения описан Л.Н. Толстым, который сам был посвящен в первый градус, в «Войне и мире» (эпизод с посвящением Пьера Безухова), но есть и современные источники научного характера о масонских ритуалах.
Масоны в России
Масонство в России появилось в середине XVIII в. В масонских легендах основателями масонства в России часто называют Петра I и его соратников — Франца Лефорта и Патрика Гордона. Эта версия, однако, не имеет документального подтверждения. Первое достоверное известие о начале масонства в России относится к 1731 г., когда гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса Провинциальным Великим Мастером для России. Широкое распространение масонства в России началось с основания нескольких лож генералом русской службы Джеймсом Кейтом в 1740-х годах. В документах Великой Ложи Англии указывается, что в 1740 г. он был назначен провинциальным Великим Мастером для России. Первоначально большинство членов русских лож были иностранцами — офицерами на русской службе и купцами, но вскоре стало расти и число масонов русских по рождению. В 1750-х годах в Санкт-Петербурге работала ложа под руководством графа Р.И. Воронцова.
В 1772 г. Провинциальным Великим Мастером стал канцлер И.П. Елагин, который реорганизовал существовавшие к тому времени в России ложи в единую систему. Кроме самого Елагина в возглавляемую им «Великую Провинциальную ложу» в Санкт-Петербурге входили такие известные в то время масоны, как граф Р.И. Воронцов (наместник-мастер), генерал-майор А.Л. Щербачев, князь И.В. Несвицкий и др. Под управлением Елагинской Великой ложи в первой половине 70-х гг. XVIII в. работало 14 лож: «Муз» (мастер И.П. Елагин), «Урании» (мастер В.И. Лукин), «Беллоны» (И.В. Несвицкий), «Астреи» (Я.Ф. Дубянский), «Марса» (Яссы, мастер П.И. Мелиссино), «Минервы» (барон Гартенберг), а также «Скромности» (Санкт-Петербург), «Клио» (Москва), «Талии» (Москва-Полоцк), «Равенства» (Москва-Петербург), «Екатерины» и «Трёх подпор» (Архангельск), «Эрато» (Петербург) и ложа под управлением Р. И. Воронцова во Владимире. Общее число членов елагинских лож едва ли составляло 400 человек.
Альтернативной Елагинской масонской системой стала так называемая Шведская, или Циннендорфская система, основанная приехавшим в Россию в 1771 г. бывшим гофмейстером Браунгшвейгского двора П.-Б. Рейхелем. В 1772–1776 гг. Рейхель основал ещё несколько лож: «Аполлона» (Санкт-Петербург), «Гарпократа» (Санкт-Петербург), «Аполлона» (Рига), «Изиды» (Ревель), «Горусы» (Санкт-Петербург), «Латоны» (Санкт-Петербург), «Немезиды» (Санкт-Петербург) и «Озириса» (Санкт-Петербург — Москва). В 1776 г. после переговоров елагинские и рейхелевские ложи объединились в единую систему.
16 июля 1782 г. собрался Вильгельмсбадский конвент под председательством герцога Фердинанда Брауншвейгского. На съезде присутствовали представители масонов Франции, Верхней и Нижней Германии, Австрии и Италии; была представлена и Россия. На конвенте Россия, «во внимание к её обширному пространству и к большому числу лож, ревностно в ней работавших», была признана восьмой провинцией ордена.
Новый этап в развитии русского масонства связан с именем Н.И. Новикова, который вступил в 1775 г. в одну из Елагинских лож. Вместе с Иоганном Шварцем Новиков развернул широкую пропаганду в Москве, куда сместился центр деятельности русского масонства. 1 августа 1822 г. масонские ложи были официально закрыты высочайшим рескриптом Александра I.
Следующий этап распространения масонства в России относится к началу XX в., когда в России получили большое распространение ложи так называемого «Великого Востока Франции» — затем преобразованные в «Великий Восток народов России». Масонство начала XX в. имело откровенно политический характер.
После Октябрьской революции 1917 года масонские организации были запрещены, масоны преследовались ВЧК – ГПУ – НКВД.
Небольшое число русских лож работало в эмиграции — прежде всего, во Франции. Со временем число русских масонов сокращалось за счёт старения эмигрантов. Во время немецкой оккупации Франции во время Второй мировой оставшиеся русские ложи были закрыты вместе со всеми французскими ложами.
24 июня 1995 г. под эгидой Великой Национальной Ложи Франции была учреждена и «освящена» Великая Ложа России, под юрисдикцией которой были основаны и сейчас работают 20 т.н. мастерских (символических лож), постоянно принимающих новых членов. Великая Ложа России была признана регулярной, и с ней установили братские связи: Объединённая Великая Ложа Англии; Великая Материнская Ложа Шотландии; Великая Ложа Ирландии; Великая Национальная Ложа Франции; Объединенные Великие Ложи Германии; Великая Ложа Австрии; Великая Ложа Турции; Великая Ложа Нью-Йорка, всего около сотни т.н. «великих юрисдикций» по всему миру.
Критика масонов и масонофобия
Критика масонства начала складываться в эпоху Французской революции, хотя и ранее в XVIII в. существовали серьезные антимасонские выступления («Письмо и консультация относительно франкмасонов», написанное шестью докторами Сорбонны в 1748 году). Наиболее фундаментальными произведениями, разоблачавшими «масонскую сущность» Французской революции, были труды французского аббата Августина Баррюэля и англичанина Джона Робинсона («Доказательства заговора против всех религий и всех государств Европы, почерпнутые на ассамблеях иллюминатов, франкмасонов и литературных обществ», 1797). Хотя сам Робинсон принадлежал к английской масонской ложе, но путешествие по Европе, и особенно по Франции и Германии, убедило его в радикальном отличии «антирелигиозного» континентального масонства от лояльного по отношению к Церкви английского масонства.
Логика Баррюэля и его продолжателей в целом сводится к следующему: масонство представляет собой не филантропическую секулярную организацию гуманитариев и учёных, как это принято было считать, но тайное общество антихристианской, сатанинской направленности, в цели которого входит уничтожение Церкви и европейских монархических держав, установление кровавой диктатуры и демонических культов. Это общество имеет многовековую историю и ответственно за основные катастрофы европейской христианской истории. Под маской либерализма и вольнодумства в масонстве скрывается атеизм, тирания, а внешняя нелепость масонских ритуалов лишь призвана скрывать жёсткую и разветвленную структуру, покрывающую весь мир.
Критика масонов часто вызвана тем, что масоны скрывают свои истинные цели и намерения, действуют конспиративно и не допускают утечки информации из своих структур. Это, в свою очередь, порождает недоверие к масонам и неприязнь к ним, перерастающую в масонофобию (страх перед мировым масонским заговором).
Масонофобией называют тенденцию в публицистической (реже — исторической) литературе, для которой характерна мифологизация и «демонизация» масонства, преувеличение его реальных масштабов и исторической роли. Масонов обвиняют в неудачах и исторических поражениях определенных политических и общественных сил с целью самооправдания. Масонофобия характерна для авторов конспирологического и «патриотического» направлений и часто сочетается с крайним национализмом и антисемитизмом. Сторонники теории масонского заговора утверждают, что в современном мире влияние масонов проводится через международные политические, экономические, филантропические, миротворческие, правозащитные и иные организации.
Ниже приведены ссылки на сайты, посвященные масонству:
Источники:
Дополнительно от Генон:
- genon.ru — кто такие иллюминаты;
- genon.ru — кто такие розенкрейцеры;
- genon.ru — что такие масонство;
- genon.ru — какие интересные факты можно прочитать в «Словаре исторических терминов».