Ризография — это способ печати с трафаретных форм, изготавливаемых на специальной мастер-пленке, находящейся внутри ризографа. На мастер-пленке с помощью термоголовки прожигаются микроотверстия, образовывающие печатные элементы, через которые краска попадает на запечатываемый материал.
Ризография как метод печати объединяет в себе достижения современной цифровой электроники: высокое качество представления, обработки и передачи данных — с преимуществами традиционной трафаретной печати: высокой производительностью, экономичностью и надежностью. При этом работать на ризографе не сложнее, чем на обычном копире.
Ризография — абсолютно экологически чистая технология: в процессе работы не выделяются вещества, вредные для человека и окружающей среды.
История развития ризографии:
Попытки человека запечатлеть слово или образ на бумаге уходят в глубь веков. Первые прообразы современной печатной продукции были изготовлены еще в Китае в V веке. С тех пор было создано немало способов нансения смысловых знаков на бумагу. Одним из наиболее важных событий в этой области стало изобретение Томасом Эдиссоном в 1875 году метода трафаретной печати — через механически сделанный трафарет ручным валиком краска выжималась на бумагу. Изобретение в 1960-е годы нашего столетия метода фотостатического копирования и последовавшее за этим нашествие копировальных машин сильно потеснило все остальные способы тиражирования, в том числе и трафаретную печать. Казалось что она обречена на забывание.
Но японская фирма RISO не захотела отказываться от явных достоинств трафаретной печати — высокой производительности надежности и экономичности. Бурное развитие цифровой вычислительной техники привело к мысли об использовании ее достижений (высокого качества представления и передачи данных) в новых множительных аппаратах. Соединение достоинств традиционных методов печати с достижениями вычислительной техники привело к созданию в 1980 году первой множительной машины из ряда цифровых дубликаторов.
С точки зрения пользователя процесс тиражирования с помощью ризографа или цифрового дубликатора очень прост. В сканер помещается оригинал и через 17–24 секунды появляется контрольный оттиск и далее процесс печати идет со скоростью до 130 копий в минуту. Получаемая сканером информация передается в цифровом виде в блок изготовления рабочей матрицы. Материалом для нее служит многослойная мастер-пленка, на которую при термопечати переносится считаннное сканером изображение. Рабочая матрица размещается на поверхности красящего цилиндра пропитывается красителем, и после этого дубликатор делает первый контрольный оттиск. С помощью такого трафарета мохно получить не менее 4000 копий с оригинала любой сложности.
При печати на ризографе львиную долю стоимости тиража составляют фиксированные затраты на изготовление матрицы и на ее прокрашивание. Поэтому при увеличении тиража стоимость копий снижается, приближаясь к стоимости бумаги. Ресурс ризографа составляет около 5 млн оттисков, а послегарантийный ремонт позволяет довести эту цифру до 8 млн. Если эта цифра не впечатляет, то представьте, что дубликатор, печатающий в день 2000 копий, проработает без ремонта около 10 лет. Эти устройства оптимально справляются с тиражами в 100–400 копий с оригинала, потому что для типографии это слишком малый заказ, а для копировального аппарата среднего класса — многовато. К тому же стоимость оттиска у ризографа существенно ниже, чем у копира.
Во всех моделях дубликаторов, помимо монохромной печати, предусмотрена возможность цветной печати. Она осуществляется последовательным наложением красителя на оттиск. Возможна печать 14 цветами. Разрешающая способность при печати и сканировании 300–400 dpi, что вполне сравнимо с качеством печати цветных копиров. Наличие специально разработанного интерфейса RIP позволяет использовать ризограф не только для тиражирования оригиналов, но так же и в качестве принтера или сканера, управляемого с компьютера, и дает возможность прямой распечатки и тиражирования компьютерных файлов.
Источники информации: