Популярные ответы
Похожие ответы
В современной литературе, посвященной менеджменту и основам управления персоналом, принято подразделять все существующие теории мотивации на три основных группы:
Содержательные теории мотивации
Содержательные теории мотивации основываются на выявлении внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так или иначе. Эти теории отражают механизмы, увязывающие поведение людей с удовлетворением их потребностей. Основными и наиболее известными из рассматриваемых теорий являются:
- Иерархическая теория А. Маслоу. Все человеческие потребности автор разделил на 7 групп (уровней) и расположил их в виде иерархичной пирамиды. Среди основных потребностей Маслоу выделил физиологические нужды, потребность в любви, потребность в безопасности и т.д. Маслоу считал, что удовлетворение каждой группы (уровня) потребностей, приводит к тому, что на поведение человека начинает действовать следующий, более высокий уровень потребностей. И наоборот, нельзя удовлетворить более высокие потребности без удовлетворения низших потребностей, более значимых для человека.
- Теория трех потребностей Д. Макклелланда. Автор выделил три приобретенных потребности: потребность в успехе, потребность в причастности и потребность во власти, каждая из которых является мощным фактором в мотивации сотрудника.
- Теория потребностей Альдерфера. Альдерфер несколько переработал теорию своего предшественника Маслоу, предложив выделить три основных группы потребностей: экзистенциальные, социальные и потребности развития. Согласно его теории, у человека нет иерархического строения потребностей, на приоритетность той или иной группы потребностей могут влиять различные внешние и внутренние факторы.
- Двухфакторная мотивационно-гигиеническая теория (теория двух факторов). Профессор Херцберг разработал двухфакторную теорию мотивации в которой разделил все факторы на две группы: так называемые гигиенические факторы и собственно мотиваторы человека. В первую группу попали условия работы, зарплата и прочие факторы, создающие моральное удовлетворение. Вторая группа, мотиваторы — это сама работа, которая дает признание, реализацию своих желаний и идей.
Процессуальные теории мотивации
Процессуальные теории мотивации основываются, в первую очередь, на том, как ведут себя люди в различных ситуациях. Процессуальные теории выходят за рамки отдельного работника и изучают влияние на мотивацию различных факторов внешней среды (внешние факторы). При этом учитываются такие факторы, как восприятие человеком ситуации, его способность к обучению и познанию окружающей действительности. Наиболее известны следующие теории, относящихся к этой группе:
- Теория справедливости С. Адамса предполагает, что, оценивая вознаграждение за результаты труда, сотрудники стремятся к социальному равенству, т.е. если работник считает, что ему по сравнению с другими недоплачивают, он может потребовать повышения зарплаты, снизить эффективность работы или уволиться.
- Теория ожидания Виктора Врума. Согласно теории ожиданий, наличие потребности не является единственным необходимым условием для мотивации. Человек также должен надеяться (ожидать), что выбранный им тип поведения действительно приведёт к намеченной цели. Ожидания согласно этой модели можно расценивать как оценку вероятности события. При анализе мотивации рассматривается взаимосвязь трёх элементов: затраты — результаты — вознаграждение.
- Теория мотивации Портера — Лоулера. Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. В их модели, показанной, фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно модели Портера — Лоулера, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характера, а также от осознания им своей роли.
Теории «работника»
Довольно часто эту группу причисляют к процессуальным теориям. В основе этой группы теорий лежит специфическая картина работника. В эту группу включены теории, которые ориентируются на определенный образ работника, его мотивы, потребности, предпочтения. Наиболее извесными являются:
- Теория «XY» Джеймса Макгрегора. Джеймс Макгрегор выделил два основных подхода, которые используются для управления подчиненными. Подход «X» — люди нуждаются в постоянном контроле и принуждении к действию. Подход «Y» заключается в широком участии работников в процессе принятия решений, каждый сотрудник имеет большую свободу действий, но вместе с тем наделен ответственностью и правом рисковать.
- Теория «Z», начал работу над ней Джеймс Макгрегор, а продолжил и закончил Ульям Оучи. Поэтому она также известна как теория «Z» Ульяма Оучи. По его мнению, нужно стремиться к полному включению работника в рабочий процесс компании, заботиться о его семье и близких. Таким образом, работник становится неотъемлемой частью компании. Эту теорию активно используют как основу мотивационной политики японские и часть корейских компаний.
Источники и дополнительная информация:
- Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 2002. 699 с.;
- ru.wikipedia.org — статья «Мотивация»;
- psylist.net — статья «Процессуальные теории мотивации»;
- dizk.ru — статья «Содержательные и процессуальные теории мотивации».
Дополнительно на Genon.ru: