Афоризмы и высказывания В. А. Моцарта
- Сразу после бога идет отец.
- Невелика честь быть императором.
- Работа — мое первое наслаждение.
- Смерть — это ключ, открывающий двери к истинному счастью.
- Я не обращаю внимания на похвальбу. Я просто следую своим чувствам.
- Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна оставаться музыкой.
- Говорить красноречиво — очень большое искусство, но надо знать момент, когда следует остановиться.
- Я не слышу в своем воображении части музыки последовательно, я слышу ее всю сразу. И это наслаждение!
- У меня есть жена Констанция! Она — мой замок, мой табун породистых лошадей, моя любовница и моя куча детей.
- Только смерть, когда мы приближаемся, чтобы рассмотреть ее вблизи, является истинной целью нашего существования.
- Ни высокой степенью интеллекта, ни воображения неудасться достич гения. Любовь, любовь, любовь — вот душа гения.
- Никто не в состоянии делать всё: балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как это умеет Гайдн.
- В последние несколько лет я вступил в такие близкие отношения с этим лучшим другом человечества, что теперь смерть не только не является для меня чем-то страшным, а наоборот, очень утешительным.
- Чтобы сорвать аплодисменты, нужно либо писать вещи настолько простые, чтобы их мог напеть всякий возница, либо такое непонятное, чтобы только потому и нравилось, что ни один нормальный человек этого не понимает.
Высказывания и мысли о В. А. Моцарте и его творчестве:
- Моцарт — это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии. Бездонная глубина его человечнейших образов, поразительная смелость его новаторских открытий, двинувших на десятилетия вперёд музыкальное искусство, совершенная гармоничность и стройность формы вот сила Моцарта, вот величие его искусства, на увядаемого в веках. Вот почему мы так горячо, так нежно любим этого удивительного композитора.
(композитор Дмитрий Шостакович, композитор)
- Творчество Моцарта — это энциклопедия, где музыкант может почерпнуть всё. Моцарт — эталон композитора, обладающего блистательным вкусом в соединении с глубочайшими человеческими эмоциями, чувствами, многообразием мышления. Он сочетает в себе невероятную смелость, новаторство, оставаясь в тоже время глубоко лиричным композитором.
(Геннадий Рождественский, дирижер)
- В молодости я говорил — я и Моцарт, потом я стал говорить — Моцарт и я; теперь же я говорю только — Моцарт.
(Шарль Гуно, композитор)
- Для меня Бетховен — первый из всех. Но Моцарт — единственный!
(Джоаккино Россини, композитор)
- Моцарт, так же, как и Бах, принадлежит к редкой породе консервативных революционеров или революционных консерваторов. Моцарт не принадлежит ни одной нации и в тоже время — к каждой из них. Моцарт универсален. Он не национальный музыкант и не интернациональный. Он стоит над нациями.
(Альфред Эйнштейн, немецкий музыковед)
- ... [Моцарт] такой лёгкий для восприятия. Его можно слушать рассеянно, расслабившись, занимаясь своими делами, читая газету. Не то, чтобы я не любил Моцарта — хуже. Я осуждаю его, осуждаю его светскость. Впрочем, правил нет без исключений. Я имею в виду его Хафнер-симфонию, во всяком случае, её первую часть, плотную, компактную, прекрасно структурированную. И ещё несколько квинтетов. А также некоторые его ранние вещи, которые имеют для меня особенное значение. Мне нравится ранний Моцарт; я действительно от него без ума… Как видите, мои чувства к Моцарту противоречивы.
(Глен Гульд, пианист)
- Я любил Моцарта, потом на время утратил его, потом снова обрёл, чтобы больше уже никогда не терять.
(Эдвард Григ, композитор)
- Хотел бы я уметь писать так просто [как Моцарт]!
(Рихард Штраус, композитор)
- По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно. Больше всего «Дон-Жуана», ибо благодаря ему я узнал, что такое музыка.
(П.И. Чайковский, композитор)
- ...Я утопаю в сонатах Моцарта!
(Иоганнес Брамс, композитор)
- Ф.М. Гершкович приводит такие слова А. Берга: «От Альбана Берга я слышал следующую оценку музыки Антона Веберна, сначала сбившую меня с толку, но которую я начал понимать очень хорошо после того, как мне стало известно стремление Берга к популярности: “Веберн пишет очень красивую музыку, которая, однако, никогда не добьется популярности. Его музыка — как музыка Моцарта; Моцарт тоже непопулярен”».
(Альбан Берг, австрийский композитор)
Гёте — Шиллеру, Веймар, 1797 г.:
- Надежды, возлагавшиеся Вами на оперу, Вы могли бы увидеть осуществленными в самой высшей степени в недавней постановке «Дон Жуана». Зато эта пьеса и стоит особняком; со смертью Моцарта исчезла всякая надежда на что-либо подобное
(Гете И.-В., Шиллер Ф. Переписка. Т. 1. М., 1988. С. 473)
- — Тем не менее, я не теряю надежды услышать достойную музыку к Фаусту, — сказал я. — Этого быть не может, — отвечал Гете, — то страшное, отталкивающее, омерзительное, что она местами должна выражать, не во вкусе нашего времени. Здесь была бы нужна такая музыка, как в «Дон Жуане». Моцарт, вот кто мог бы написать музыку к «Фаусту».
(Эккерман И. Разговоры с Гёте, 1829 г.)
- Иосиф Бродский: У Моцарта надрыва нет, потому что он выше надрыва. В то время как у Бетховена или Шопена все на нем держится.
Соломон Волков: Конечно, в Моцарте мы можем найти отблески надиндивидуального, которых у Бетховена, а тем более у Шопена, нет. Но и Бетховен, и Шопен — такие грандиозные фигуры...
И. Б.: Может быть. Но, скорее, — в сторону, по плоскости, а не вверх.
С. В.: Я понимаю, что вы имеете в виду. Но с этой точки зрения повышенный эмоциональный тонус Цветаевой вас должен скорее отпугивать.
И. Б.: Ровно наоборот. Никто этого не понимает.
(Иосиф Бродский, поэт; Соломон Волков, музыковед)
- Моцарта часто дают играть детям, так как у него мало нот, но взрослые боятся играть Моцарта из-за слишком большой значимости каждой ноты.
(А. Шнабель, австрийский пианист, педагог и композитор)
- В чем секрет Моцарта? — Нет ответа.
(С. Рихтер, пианист)
- Моцарт… Это значит, что у мира есть смысл и смысл этот ощутим для нас в своем подобии — в музыке.
(Г. Гессе, писатель)
Известно остроумное высказываниее швейцарского теолога Карла Барта о музыке Моцарта:
Не знаю, в самом ли деле ангелы в присутствии Бога играют лишь Баха; но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют Моцарта.
Источники информации:
Дополнительно на Genon.ru: