28982 автора и 62 редактора ответили на 85243 вопроса,
разместив 135214 ссылок на 43429 сайтов, присоединяйтесь!

Какова законодательная основа административной ответственности в РФ?

РедактироватьВ избранноеПечать

Административная ответственность — это особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением). С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами.

 

В России и других странах СНГ действует большое количество различных административных правил. К их числу относятся, например, правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологические правила, противопожарные, правила торговли, таможенные правила, правила по технике безопасности и охране труда, правила охоты, рыбной ловли, охрана окружающей среды и природных ресурсов, правила военного учета, пограничного режима, чрезвычайного положения и другие.

 

Нарушения административных правил могут повлечь разнообразные виды ответственности: уголовную, дисциплинарную, административную и материальную (для лиц, на которых не распространяется действие норм трудового права). Кроме того, на основе норм административного права могут применяться меры общественного воздействия и иные меры.

 

Необходимо также иметь в виду, что административная ответственность предусматривает нормы не только административного права, но и ряда других отраслей права, в частности трудового и финансового.

 

Поскольку административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, то, с одной стороны, ей присущи все признаки последней, а, с другой стороны, она обладает определенными отличиями от прочих видов юридической ответственности.

 

Как разновидность юридической ответственности административная ответственность обладает всеми признаками, присущими юридической ответственности в целом:

  • представляет собой меру государственного воздействия (принуждения);
  • наступает при совершении правонарушения и наличии вины;
  • применяется компетентными органами и должностными лицами;
  • состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;
  • применяемые санкции строго определены законом.

В то же время выделяются следующие характерные черты и основные отличительные признаки административной ответственности в сопоставлении с другими видами юридической ответственности:

  • административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, отличную от нормативно-правовых основ других видов ответственности, а ее нормы образуют самостоятельный институт административного права;
  • административная ответственность устанавливается законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения;
  • субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица. Санкции (то есть меры юридической ответственности за правонарушение), предусмотренные за административные правонарушения, административные взыскания. Административные взыскания применяются весьма широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями);
  • административные наказания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей;
  • Применение административного взыскания не влечет за собой судимости и увольнения с работы, а лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание только в течение установленного срока;
  • дела об административной ответственности рассматриваются и административные наказания налагаются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Законодательная основа административной ответственности в РФ

 

Законодательную основу административной ответственности образует система нормативных правовых актов, которая содержит правовые нормы, устанавливающие административную ответственность. Основными нормативными актами, устанавливающими административную ответственность, являются Кодекс об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации, Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, а также ряд федеральных законов об ответственности за административные правонарушения.

 

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении (то есть в совместной деятельности и ответственности) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с субъектами Федерации законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, а в случае такого противоречия действует федеральный закон. То есть, не подлежит применению любой нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам административного и административно-процессуального законодательства, если он противоречит какому-либо федеральному закону по этим вопросам.

 

В административном праве основным федеральным нормативным правовым актом сводного характера (кодификационным актом) является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Кодекс состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части определены понятие административного правонарушения, субъекты административной ответственности, виды административных взысканий, общие правила и сроки наложения административных взысканий. В Особенной части дана классификация административных правонарушений с указанием административного взыскания за каждое. Кроме того, Кодекс определяет систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (раздел III), регламентирует производство по делам об административных правонарушениях (раздел IV) и исполнение постановлений о наложении административных взысканий (раздел V).

 

Административное наказание в РФ является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. при этом административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

 

За совершение административных правонарушений согласно ст. 3.3 КоАП РФ могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
    возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности (п. 9 введен Федеральным законом от 09.05.2005 г. № 45-ФЗ). 

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1–4, 9 части 1 ст.3.2 (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 № 45-ФЗ). Административные наказания, перечисленные в пунктах 3–9 части 1 ст. 3.2, устанавливаются только Кодексом об администранивных нарушениях.

 

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 3.10 КоАП) заключается в принудительном и контролируемом перемещении выдворяемых через государственную границу за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, &mdash их контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации. Административное выдворение за пределы РФ не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

 

Федеральным законом от 30 марта 1995 г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» предусмотрено, что в случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, они подлежат депортации из Российской Федерации в порядке, установленном её законодательством.

 

Таможенным кодексом РФ и рядом других актов установлено такие взыскания, как отзыв лицензии или квалификационного аттестата; взыскание стоимости товаров и транспортных средств.

 

Все перечисленные наказания тесно связаны между собой и образуют единую систему; их объединяет общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений. По содержанию каждое наказание является карой, мерой ответственности, назначаемой за административные деликты, применение любого из них означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия.

 

Таким образом, система административных наказааний включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможность соответствующим органам (должностным лицам) избрать меру взыскания за проступок с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

 

Назначение мер административных наказаний несколько иное, чем административно-предупредительных мер и мер административного пресечения. Если административно-предупредительные меры предназначены для предупреждения правонарушения, недопущения вредных последствий, то административные наказания применяются, когда необходимо оказать определенное воздействие на сознание лица, поведение которого значительно отклонено от формы. Назначение административного наказания нужно определять через цели.

 

Административная отвественность в законодательстве Украины

 

В законодательстве Украины вместо понятия «административное наказание» используется аналогичное понятие «административное взыскание» («адміністративне стягнення»).

 

Цели административного взыскания впервые в истории административного законодательства Украины были закреплены в ст. 23 КоАП Украины.

 

Согласно ст. 23 административное взыскание является мерой ответственности и применяется в следующих целях:

  • воспитания лица совершившего правонарушение в духе закона;
  • предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Статья 24 КоАП Украины предусматривает следующие административные взыскания:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
  • конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; денег, полученных в результате совершения административного правонарушения; 
  • лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);
  • общественные работы;
  • исправительные работы;
  • административный арест.

Законами Украины могут быть установлены и иные виды административных взысканий — например, предусмотрено административное выдворение за пределы Украины иностранцев и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений, грубо нарушающих правопорядок.

 

Выводы. Таким образом, применение мер административного наказания (взыскания) преследует воспитание правонарушителя в духе закона. Взыскание является средством воздействия на его сознание. Основная задача воспитания — посредством взыскания привить навыки стимулирующие добровольное сознательное выполнение лицом своих обязанностей.

 

Источники и дополнительная информация:

  • consultant.ru — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • zakon.rada.gov.ua — Кодекс Украины об административных правонарушениях (укр. яз.);
  • rnk.ru — Шарова С.В. Административная ответственность в области налогов и сборов // Российский налоговый курьер. 2002. № 10.
  • uristinfo.net — ответственность в административном праве;
  • ref.by — административное взыскание, виды административных взысканий (в украинском законодательстве);
  • Гусева Т.А., Дихтяр А.И., Дракина М.Н. Административная ответственность за правонарушения в предпринимательской деятельности. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. 176 с. (Б-ка журн. «Финансовые и бухгалтерские консультации». Вып. 4 (20)).
  • Мосин Е.Ф. Административная ответственность за правонарушения в сфере бизнеса. СПб.: ЗАО «ЭЛБИ», 1998. 208 с.

Дополнительно на Genon.ru:

Последнее редактирование ответа: 07.02.2016

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

«Какова законодательная основа административной ответственности в РФ»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.