По легенде, история граффити начинается в 1942 году, во время Второй мировой войны, когда рабочий Килрой принимается писать «Kilroy was here» (здесь был Килрой) на каждом ящике с бомбами, которые производят на фабрике в Детройте. Солдаты в Европе воспроизводят эту фразу на стенах, устоявших во время бомбардировок. Позже к этому первому проявлению вируса присоединяются подписи Корнбреда в Филадельфии в 1950–1960 годах. Художник берет город приступом вместе с Cool Erl и Top Cat. Втроем они создают граффити, в подлинном смысле давая начало этому течению.
В середине 60-х годов XX века на улицах Филадельфии стали появляться замысловатые надписи на зданиях, которые в дальнейшем получили название «tags» (тэги). К концу 60-х годов тэги перебрались на улицы Нью-Йорка и распространились повсюду, покрывая стены вагонов метро. В каждом районе города появились свои райтеры (граффити-художники), которые обозначали свою территорию нанесением псевдонима и номера улицы. Julio 204 — первый райтер, который помещает номер своей улицы рядом со своим псевдонимом. Первым райтером, который получил признание за пределами собственного квартала, стал Taki 183. Он оставляет следы своего присутствия в очень многих городских местах, становясь своеобразным «поджигателем» и провоцируя волну подражаний среди многих райтеров.
К началу 70-х годов тэги заполонили уже все возможные поверхности: здания, биллборды, вагоны метро.
В 1972 году, в то время как между райтерами ищущих славы посредством своих псевдонимов, вспыхивает война, зарождается новый художественный язык. Так зародилась основа стиля и кода граффити, используемого и сегодня.
В 1973 году появляется новое направление стрит-арта — граффити. Граффити представлял гораздо больше возможностей для самовыражения, чем тэги, что и привело к бурному росту ветви. Каждый райтер разрабатывал свой собственный стиль, который как можно сильнее выделялся бы на фоне стилей других райтеров.
Быстрый и бесконтрольный рост движения, вызывает определенный интерес культурных инстанций, от критиков до галерей. Поэтому начало 1980-х годов отмечает впечатляющее количество выставок, где молодые райтеры получают признание как художники в полном смысле этого слова. В 1981 году престижный журнал Арт Форум посвящает статью явлению Fashion Moda. В том же году райтеры принимают участие в выставке PSI New York/New Wave вместе с другими художниками, среди которых Жан-Мишель Баскиа, а также Джозеф Кошут, Уильям Берроуз, Нэн Голдин, Энди Уорхол и Лоуренс Вайнер. В 1982 году Fashion Moda выставляется на Dokumenta 7 в Касселе, Германия. С тем же озадачивающим очевидным успехом первые райтеры выставляются во многих музеях Европы параллельно с выставками в лучших галереях Нью-Йорка.
Одновременно с художественным признанием искусство граффити испытывает на себе жесткие санкции, которые вынуждают его развиваться вне метро и улиц. Давление оказывает значительный и подчас фатальный эффект на художественное развитие многих райтеров. Но не все смиряются с этим, и кое-кто ищет новые пути развития, дающие место многочисленным ответвлениям. С этого момента движение получает второе дыхание, и обеспечивает себе дальнейшее развитие.
В начале XXI века, восхищаясь старшим поколением, молодые райтеры отдают себе отчет в важности разработке собственного стиля. Таким образом, возникают все новые ответвления предсказывающее движению богатое будущее. Новые разнообразные формы стрит-арта подчас превосходят по своим размахам все, что было создано до этого.
Источники информации: