Готовность ребенка к школе – это умение читать, считать и писать. На самом деле, готовность к школе – вопрос значительно более серьезный и обширный. Для того чтобы помочь ребенку чувствовать себя более комфортно, следует ответственно отнестись к процессу дошкольной подготовки и не полениться позаниматься с ребенком (желательно начать как можно раньше – с 4,5-5 лет). Ребенок должен быть готов к реальной жизни в школе (без постоянной опеки взрослых).
Поэтому:
• Позвольте ребенку помочь во время подготовки стола к обеду или собрать игрушки после игры, ведь такие простые на первый взгляд вещи приучают ребенка к порядку, дисциплине и труду.
• Поощряйте самостоятельность ребенка (когда он вымыл руки или без помощи взрослых сходил в туалет).
• Объясните, что не надо паниковать и расстраиваться, если с первого раза что-то не получается, ведь дети идут в школу, чтобы учиться.
• Пусть ребенок самостоятельно учится, работает над головоломками, пазлами.
Научите ребенка быть независимым (учительнице будет сложно помочь сразу 20 ученикам застегнуть пуговицы или завязать шнурки). Надевая самостоятельно пальто или обувь, дети чувствуют большую гордость. Независимость – это уверенность в себе, в своих силах и достоинствах. В школе дети должны будут делать многие вещи самостоятельно. Как можно чаще просите ребенка самого попытаться надеть и застегнуть обувь и одежду.
Все дети – яркие личности, которые остро реагируют на ограничение их свободы действий и мышления. Но как раз в учебных заведениях существует масса ограничений, условий и правил, которые не всегда понятны для ребенка, и, соответственно, иногда являются бессмысленными для детей. Необходимо как можно чаще объяснять детям правила, которые действуют в школе.
Поэтому:
• Разговаривайте с ребенком.
• Поощряйте любознательность ребенка.
• Вселите уверенность в его собственной силе и готовности к чему-то новому и интересному.
• Четко и по существу отвечайте на вопросы ребенка, а то в следующий раз он уже с вопросами не подойдет.
• Помогите ребенку изучать и использовать новые слова.
Дети в первом классе должны иметь базовые знания о них самих, их семье и мире, окружающем их. Через игры и взаимодействие с взрослыми (разговоры), дети приходят в школу со многими навыками. Для того чтобы ребенок был подготовлен к школе, необходимо:
• Читать ежедневно и делать пересказ прочитанного (выберите для этого занятия книгу с тематикой, которая нравится ребенку).
• Посетите библиотеку (обязательно расскажите дошкольнику, как важен этот поход и о ценностях, хранящихся в книгах).
• Напишите имя ребенка на одежде и игрушках (это поможет ему быстрее выучить, как писать свое имя).
• Поощряйте ребенка, чтобы он пробовал писать самостоятельно, а не только когда этого потребует учитель.
• Помогите ребенку выучить цвета.
• Давайте чаще ребенку головоломки и игры для развития логики, мышления, зрительной памяти.
• Тренируйтесь рисовать, клеть, лепить, писать, вырезать.
• Пойте песни, учите алфавит с ребенком, можно приобрести магниты или другие игрушки, которые помогут ему/ей выучить алфавит.
• Установите распорядок дня и помогите ребенку соблюдать его.
• Поощряйте ребенка играть и общаться с другими детьми (навыки общения в школе очень важны).
• Поощряйте ребенка делиться с другими детьми игрушками (объясните, почему нельзя быть эгоистом).
• Поощряйте ребенка не сдаваться перед трудностями.
• Объясните, что в школе нельзя драться, кусаться, кричать или шалить, это не место для негативного поведения.
• Целуйте и обнимайте ребенка несколько раз в день, при этом обязательно говорите, как рады, что он такой взрослый, самостоятельный, любознательный.
Опытные педагоги и психологи определяют степень подготовленности ребенка к школе не только по интеллектуальным, но и по физическим показателям ребенка. Эти два показателя являются определяющими при поступлении в школу, так как специфика учебных программ предполагает максимальную нагрузку ребенка и в интеллектуальном, и в физическом плане, например, возможность носить в школу полный рюкзак книжек, тетрадей, выполнять задания на уроках физической культуры. Эти факторы преподаватели складывают воедино и могут помочь родителям скорректировать либо закрепить результат.
Если первые шаги в школе оказываются удачными, ученик слышит похвалу такого значимого для него человека, как учитель, это становится для него мощным стимулом учиться, стараться, проявлять себя с лучшей стороны. Позитивный опыт закрепляется.
У любого учителя начальных классов есть печальный опыт работы с первоклассниками, психологически не готовыми к школе. Ребенок приходит в класс сияющий, смышленый, общительный, буквы и цифры знает.… Но обучение превращается в мучение. И для него самого, и для учителя. Такой ребенок не может усидеть за партой: забыв поднять руку, с восторгом выкрикивает ответ; не обращает внимания на задания учителя. Тогда родителям следует выслушать рекомендации учителя и четко их придерживаться, чтобы помочь ребенку адаптироваться.
Каждый из родителей считает, что его ребенок готов к обучению в школе. Но каждый оценивает ребенка исходя из субъективных показателей. Для одного родителя это умение ребенка читать, писать и считать; для другого – сообразительность, способность хорошо решать логические задачки, начитанность; для третьего – способность сосредоточиваться на определенном деле и выполнять его по инструкции. Но насколько готов ребенок к школе, покажет он сам в ходе самой учебы.
Использовались источники:
Дополнительно от Генон: