Постомат (или почтомат) — это станция приема и выдачи малогабаритных отправлений — заказов интернет-магазинов и компаний дистанционной торговли, пакетов документов и отправлений корпоративных клиентов, а также посылок. Правильно полное название — автоматизированная почтовая станция (далее — АПС).
АПС представляет из себя множество ячеек (от 36 до 76), доступ к которым осуществляется при помощи сенсорного экрана. Ячейки у станции разных размеров:
- S (small — маленький);
- M (medium — средний);
- L (large — большой).
Загрузка и получение отправлений в почтовую станцию осуществляются при помощи кодов доступа, которые вводятся на сенсорном экране станции.
История появления
Первая АПС была изобретена австрийской компанией KEBA, мировым лидером индустрии технологий автоматизации. В 2001 году данные станции впервые использовала компания DHL Parcel Germany в Германии. Новый сервис доставки пользовался огромным спросом и уже в 2009 году количество станций до 2400 шт, а в 2011 году до 3000 станций. Успешный опыт DHL в Германии распространился на всю Европу, уже в 2006 году первые АПС появились в Швеции, в 2007 году первые станции стала использовать почта Обединенных арабских эмиратов и почта Австрии, с 2008 года почта Норвегии и почта Дании, а также станции появились в Финляндии, с 2009 года в Великобритании, с 2010 года станции появились в Турции сразу у нескольких компаний, с 2011 года используются в Литве, Латвии, Эстонии, Польше, Люксембурге, Испании, Кипре, Саудовской Аравии и Чили.
Сейчас АПС широко распространены во всей Европе, а также стали использоваться в Америке, Австралии и России.
Первым российским прототипом АПС можно считать почтовый автомат — советское устройство, которое облегчало работу почты по приему и обработке почтовой корреспонденции и продаже знаков почтовой оплаты.
Первые АПС появились в России в конце 2010 года. В России их называют — почтомат или постомат. Сейчас инновационный сервис на российском рынке представлен четырьмя компаниями: Logibox, PickPoint, QIWI Post и EMS Russian Post, но количество компаний неуклонно растет также как и количество автоматических станций в России.
Преимущества АПС по сравнению со стандартными пунктами выдачи посылок:
- быстрота получения (в течение 1 минуты);
- отсутствие очередей;
- большое количество точек для получения;
- отсутствие необходимости ждать курьера;
- возможность получения в формате 24/7;
- возможность оплаты заказ на месте;
- удобная система информирования с помощью SMS.
Как пользоваться АПС
Получить заказ в АПС очень просто. Для этого нужно вначале выбрать в качестве доставки — доставку через автоматизированный терминал при оформлении заказа в интернет-магазине или компании дистанционной торговли. Выбрать удобный для получения терминал. Когда заказ будет доставлен в выбранную станцию, получатель получит SMS и e-mail уведомления с информацией о заказе, месте для его получения и кодами, с помощью которых можно будет получить заказ. После этого можно получить заказ в АПС в течение нескольких дней (зависит от компании) в любое удобное время.
Источники информации: