Поп-арт (англ. Pop-art) или популярное, общедоступное искусство, второе значение связано с англоязычным звукоподражательным рядом слова в значении отрывистый удар, хлопок, шлепок или производящее шокирующий эффект — направление в искусстве возникшее как реакция на абстрактный экспрессионизм в изобразительном искусстве, представители направления используют образы продуктов потребления в качестве элемента художественного произведения. Представители поп-арта провозгласили своей целью «возвращение к реальности», но реальности, уже опосредованной масс-медиа: источником их вдохновения стали глянцевые журналы, реклама, упаковка, телевидение, фотография.
Поп-арт вернул предмет в искусство, но это был предмет, не опоэтизированный художественным видением, а предмет нарочито бытовой, связанный с современной индустриальной культурой и, в особенности, с современными формами информации: печать, телевидение, кинематограф. Новые технические приемы, позаимствованные из промышленного дизайна и рекламы: фотопечать, использование диапроектора, включение реальных предметов, способствовали как «обезличиванию» индивидуальной творческой манеры художника, так и «раскрытию эстетической ценности» образцов массовой продукции. Одно из наиболее распространенных направлений в англо-американском искусстве середины XX века, оказавшее влияние и на искусство других стран. Одно из первых широкомасштабных проявлений пост-культуры, на основе которого, так или иначе, модифицируя его основные элементы и приемы, формировались многие художественные практики второй половины XX века. Один из наиболее ярких феноменов модернизма.
Поп-арт возник в начале 1950-х годов практически одновременно в Великобритании и США как реакция на элитарность наиболее продвинутых к тому времени авангардных направлений изобразительного искусства, в частности, на абстрактное искусство, абстрактный экспрессионизм. Своего апогея достиг в 1960-е годы. Поп-арт является типичным продуктом технологического индустриального общества массового потребления. В нем нашла своеобразное художественное выражение принципиальная антиномия того времени. Одна из главных антиномий возникающей пост-культуры, которая проявилась еще в авангарде начала столетия, а в дальнейшем на иных уровнях ставилась и решалась уже в более изощренных формах постмодернизмом: романтизация индустриального общества массового потребления, его идеалов, кумиров, имиджей, стереотипов, технологии и его продукции, как единственной и общезначимой реальности современной жизни, и ироническое дистанцирование от этого общества, иногда даже неприятие и резкий протест против него. Первый член этой оппозиции, как правило, все-таки преобладал в поп-арт.
Начальные теоретические разработки поп-арта появились в Англии в период в 1952 по 1955 годы, когда в Институте современного искусства в Лондоне образовалась «Независимая группа» архитекторов, художников, критиков среди них были Ричард Гамильтон, Эдуард Паолоцци, Лоуренс Эллоуэй. Позже к ним присоединились такие ставшие известными в поп-арте фигуры, как Питер Блейк, Рональд Китай, Дэвид Хокни. Слово «поп» было добавочно введено критиком Эллуэем для обозначения фактически нового эстетического сознания, новой эстетической позиции, которая утверждала художественную значимость предметов, событий, фрагментов повседневности массового человека индустриального общества, до этого считавшихся в художественно-эстетической элите нехудожественными, антихудожественными, кичем, дурным вкусом. В 1966 году Эллоуэй открыто признавался: «Тогда я не вкладывал в это понятие тот смысл, который оно содержит сегодня. Я использовал это слово наравне с термином «поп-культура», чтобы охарактеризовать продукты средств массовой информации, а не произведения искусства, для которых были использованы элементы этой «народной культуры». В любом случае понятие вошло в употребление где-то между зимой 1954-1955 годов и 1957 годом».
Поп-арт предпринял масштабную и результативную попытку уравнять их в правах с феноменами «высокой культуры», слить элитарную культуру с потребительской «популярной» субкультурой в массовой культуре. Своими предтечами поп-артисты справедливо считали Марселя Дюшана и его «реди-мейд», дадаиста Курта Швиттерса, отчасти Фернана Леже с его романтизацией машинного, миро-человека. Художники поп-арта открыли своеобразную поэтику массовой продукции городской культуры, находя ее в банальных и тривиальных вещах, событиях, жестах, в окружающей их потребительской среде и коммерциализованной реальности: в голливудских боевиках и популярных «звездах», в газетных и журнальных фото, в американском жизненном стандарте, основанном на техническом прогрессе, в рекламе, афишах, плакатах, газетах, в предметах домашнего обихода, комиксах, научной фантастике, бульварной литературе. Во всем, что составляло повседневную среду обитания и псевдодуховную пищу евро-американского обывателя середины XX века. Изымая элементы и имиджи массовой культуры из повседневной среды и помещая их в контекст из них же создаваемого художественного пространства, поп-артисты строили свои произведения на основе игры смыслами массовых стреотипов, таких как новые контекстуальные связи, иной масштаб, цвет, иногда деформации в новой семиотической среде. Ранние произведения поп-арта выполнялись в техниках коллажа или традиционной живописи с элементами коллажа.
Среди первых программных для поп-арта работ, получивших хрестоматийную известность, были коллажи Эдуарда Паолоцци «Я была игрушкой богатого мужчины» 1947 года, и «Что собственно делает сегодня наш домашний очаг иным и столь привлекательным?» Ричарда Хэмилтона, 1956 года. На первом изображена в жеманной позе красотка легкого поведения со стандартной манекенной улыбкой в окружении этикеток и надписей субкультуры. На втором представлен интерьер обывательского дома с обнаженной стандартной красоткой на стандартном диване и обнаженным же культуристом с теннисной ракеткой в руках в окружении предметов обихода: телевизора, магнитофона, мягкой мебели, увеличенной обложки для комиксов, служанки с пылесосом и его рекламы, эмблемы Форда, а за окном хорошо виден кинотеатр с изображением Эла Джолсона в «Певце из джаза». Элементы изображения это вырезки из рекламных проспектов и популярных журналов. В обеих работах присутствует девиз нового направления, словечко «поп».
В дальнейшем используемые материалы и техника создания поп-произведений существенно расширяются и усложняются. В традиционную живопись активно внедряются инородные элементы, такие как обломки гипсовых изображений, предметы повседневной действительности, фотографии, детали машин. Появляются поп-скульптуры, объекты, ассамбляжи, инсталляции, в которых используются самые различные материалы, в том числе и в большом количестве вещи, бывшие в употреблении, то есть содержимое мусорных ящиков, помоек и свалок. Часто создаются композиции из упаковочного картона, тары потребительских товаров и тому подобных материалов. Художники поп-арта не ограничиваются только статическими произведениями, они создают поп-артистские действа, такие как хэппенинги, энвайронменты и другие акции. Последние особенно характерны для представителей американского поп-арта.
Зачинателями поп-арта в Америке считаются Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс. В дальнейшем когорту американских поп-артистов пополнили такие фигуры, как Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Клайс Олденбург, Джим Дайн, Том Вессельман, Джеймс Розенквист, Джордж Сегал, Эдвард Кинхольц, Кейт Харинг. Из европейских мастеров поп-арта, имевшего во Франции название «Нового реализма», наибольшую известность приобрели Арманд Фернандес, Ники де Сен-Фаль, Христо Явашев, Ойвинд Фальстрём, Ко Вестерик. В Японии это Йошитомо Нара и Такаши Мураками. По своему духу и внутренней ориентации поп-арт вошел в историю культуры все-таки как продукт американской индустриально-потребительской цивилизации. Именно в США он достиг необычайного размаха и очень быстро был признан в художественных кругах в качестве влиятельнейшего движения в искусстве второй половины XX века. По содержанию, материалу, манере исполнения и типам артефактов художники поп-арта сильно отличаются друг от друга и этим еще раз косвенно демонстрируют свою глубинную принадлежность к пестрой, хотя и стандартизированной повседневности массового общества.
Для наглядности несколько примеров. Джаспер Джонс чаще всего пользуется средствами живописи, близкими к абстрактному экспрессионизму. Однако известность ему приносят почти иллюзионистские, натуралистические изображения американского флага в различных вариантах и масштабах и мишенеобразных форм. Для произведений Тома Вессельмана характерна поэтизация идеализированно-рекламной эротичности женского тела. Его композиции состоят обычно из плоскостного упрощенно-силуэтного изображения обнаженных женских фигур часто в откровенно сексогенных позах на постели или в ванной, выполненного яркими масляными или акриловыми красками, иногда с элементами коллажа, в сочетании с некоторыми конкретно-предметными фрагментами интерьера. Например, «Большой американский акт № 54», 1964 года представляет собой живописно-коллажное изображение в спальне обнаженной женской фигуры в позе готовности к сексуальному акту, органично объединенное с композицией из реальных элементов интерьера смежной со спальней комнаты: реальной батареи водяного отопления, телефона на стене, стола и стула у реального окна с реальными гардинами. В таком же духе выполнены многие другие его работы.
Рой Лихтенштейн делал полумеханическим способом картины на холсте в духе журнальных комиксов, увеличивая их в масштабе. Клайс Олденбург создавал объекты и инсталляции из самых различных материалов. Здесь и сочетания реальных предметов с раскрашенными гипсовыми муляжами, как правило, скоропортящихся продуктов питания, кусков мяса, овощей, хлеба, и антропоморфные композиции из фигур, вырезанных из упаковочного картона, и инсталляции из самых разнообразных предметов, частично расписанных маслом. Это и серия мягких надувных предметов обихода: унитаз, пишущая машинка, телефон-автомат, пылесос, это, наконец, целые интерьеры комнат, воспроизведенные в натуральную величину из реальных вещей в пространстве музея, например, «Спальня» в Музее современного искусства во Франкфурте и подобные интерьеры в других музеях мира.
Энди Уорхол создавал шелкографические серии на основе фотографий Мерилин Монро, отдельных фрагментов ее лица, губ, глаз, долларовых купюр, бутылок колы. Роберт Раушенберг сочетал живописную технику с созданием объектов и инсталляций из самых различных материалов, как правило, недолговечных, обиходных, так называемую «комбинированную живопись». Джим Дайн развешивает по верхнему краю пустого холста слегка подкрашенные столярно-слесарные инструменты. Джеймс Розенквист пишет яркими, часто ядовито режущими глаз синтетическими красками огромные многометровые композиции, набранные из иллюзорно выписанных элементов, фрагментов, символов научно-технического прогресса XX века.
Джордж Сегал создавал, как правило, пространственные группы из белых гипсовых фигур-муляжей людей в натуральную величину. Некоторые работы Сегала и особенно композиции, ассамбляжи, инсталляции Эдварда Кинхольца с антропоморфными фигурами, собранными из обломков и деталей технических приборов и машин, имеют жутковатый абсурдно-сюрреалистический характер. В них с особой силой выявляется абсурдность и бессмысленность той «идеальной» повседневности современного массового общества, которую идеализирует американская государственная машина и романтизировали некоторые ранние поп-артисты. С экспрессивной пронзительностью выражена в некоторых из них внутренняя экзистенциальная опустошенность человека этого общества.
В целом поп-арт фактически подвел черту под традиционными видами изобразительного искусства, доведя их до логического завершения, и открыл путь принципиально новым типам художественных практик, осваивающих самые различные пространства с помощью всего множества визуально воспринимаемых форм, предметов и способов неутилитарной деятельности современного художника. В частности, поп-арт подготовил почву для концептуализма и постмодернизма. В 1980-е годы ХХ столетия как реакция на концептуализм и минимализм возникло направление нео-поп-арт. Нео-поп не является принципиально новым художественным движением, а скорее представляет собой эволюцию поп-арта с его интересом к предметам массового потребления и знаменитостям мира популярной культуры, только уже с иконами и символами нового времени.
Источники и дополнительная информация:
- Энциклопедия «Постмодернизм». Сост.: А. А. Грицанов, М. А. Можейко.
- Поп-арт на сайте ru.wikipedia.org. Статья в википедии.
- James Rosenquist на сайте youtube.com. Слайдшоу произведений художника Джеймса Розенквиста.
- Keith Haring на сайте youtube.com. Слайдшоу произведений художника Кейта Харинга.
- Co Westerik на сайте youtube.com. Слайдшоу произведений художника Ко Вестерика.
- Нео-поп-арт на сайте ru.wikipedia.org. Статья в википедии.
- Yoshitomo Nara на сайте youtube.com. Слайдшоу произведений художника Йошитомо Нара.