Интроекция (лат. intro — движение внутрь и jacio — бросать) — в психоанализе: процесс и результат столь полного введения и включения индивидом в свой внутренний мир (психику) воспринимаемых им фрагментов внешнего мира (образов, взглядов, мотивов, установок других людей и пр.), когда он уже не различает собственные и несобственные представления и фантазии.
Понятие интроекции было введено в научный оборот венгерским психиатром и психоаналитиком Шандором Ференци в работе «Интроекция и перенос» (1909) для обозначения процессов и явлений противоположных (контрастных) проекции.
Зигмунд Фрейд истолковывал интроекцию как психический механизм, являющийся одной из основ идентификации и играющий значительную роль в процессе формирования Супер-Эго («Сверх-Я»). В психоаналитической традиции (К. Абрахам, М. Клейн и др.) значительное внимание уделялось исследованию различных параметров и качеств интроецированных (внутренних) объектов, которые понимались как специфические психические структуры, образовавшиеся в результате интроекции.
В психиатрии интроекция понимается преимущественно как процесс и результат отождествления себя индивидом с образом другого человека (идеального или исторического героя, влиятельного лица и т.д.).
Интроекция — это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри. В своих благоприятных формах она ведет к примитивной идентификации со значимыми другими. Маленькие дети вбирают в себя всевозможные позиции, аффекты и формы поведения значимых в их жизни людей. Задолго до того, как ребенок становится способным принять субъективное волевое решение быть таким, как мама или папа, он уже «проглотил» их в некоем смысле.
В других формах интроекция представляет собой деструктивный процесс. Наиболее известные примеры патологической интроекции включают в себя процесс, названный «идентификация с агрессором». В ситуациях переживания страха или плохого обращения люди пытаются овладеть своим страхом и страданием, перенимая качества мучителей. «Я не беспомощная жертва; я сам наношу удары и я могущественен» — людей неосознанно влечет к подобной защите. Понимание данного механизма критически важно для процесса психотерапии.
Другой путь, которым интроекция может приводить к патологии, связан с горем и его отношением к депрессии. Когда кого-то человек любит или глубоко к кому-то привязан, он интроецирует этого человека, и его репрезентация внутри него становится частью его идентичности («Я сын Тома, муж Мэри, отец Сью, друг Дана» и так далее). Если человек, образ которого интернализован, умер, разлучен с индивидом или отвержен, он чувствует, что какая-то часть его собственного «Я» умерла. Чувство пустоты начинает доминировать во внутреннем мире. Кроме того, стремясь воссоздать присутствие любимого объекта вместо того, чтобы его отпустить, человек становится поглощен вопросом о том, в результате какой ошибки или греха объект его внимания ушел. Если же человек не в состоянии с течением времени внутренне отделиться от любимого существа, образ которого им интроецирован, и не может эмоционально переключиться на других людей (что и составляет функцию процесса горевания), он будет продолжать чувствовать себя «уменьшенным», недостойным, истощенным и потерянным.
Людей, систематически использующих интроекцию для уменьшения тревоги и сохранения целостности собственного «Я» путем удержания психологических связей с неудовлетворительными объектами ранних лет жизни, можно со всем основанием рассматривать как характерологически депрессивных.
Источники и дополнительные материалы:
- slovopedia.com — определение в Новейшем философском словаре;
- vocabulary.ru — материалы Словаря по психоанализу Ж. Лапланша и Ж.-Б.Понталиса;
- psystatus.ru — психологические защиты: проекция, интроекция и проективная идентификация.