28982 автора и 62 редактора ответили на 85243 вопроса,
разместив 135214 ссылок на 43429 сайтов, присоединяйтесь!

Как одевались женщины в Древнем Риме?

РедактироватьВ избранноеПечать

Одежда в Древнем Риме была разработана очень подробно и детально. Официальную одежду составляли тога, туника — у мужчин, стола, палла и инстита — у женщин. Все это представляло собой облачения из цельных кусков ткани, без швов, драпирующиеся. Именно такая особенность римлянами декларировалась как признак среднеземноморской культуры, городской цивилизации.

 

Верхняя одежда

 

Тога являлась знаком принадлежности к римскому обществу, знак римского гражданства. Виргилий (Публий Вергилий Марон (лат. Publius Vergilius Maro; 15 октября 70 год до н.э., Андес близ Мантуи — 21 сентебря 19 год до н.э.,Брундизий) — национальный поэт Древнего Рима, автор "Энеиды", прозван "мантуанским лебедем" ) называл римлян «Владыки мира, народ, одетый в тоги». Отправленный в ссылку гражданин терял право носить тогу а иностранцам эта привилегия вообще не предоставлялась. Поначалу, в глубокой древности, тогу носили и мужчины, и женщины. Позднее она стала лишь мужской одеждой. Тога была официальным, торжественным облачением, обязательным для ношения в определённых ситуациях.

 

Разновидности тоги

Было известно несколько видов тоги:

  • Toga praetexta — тога молодого свободного римлянина (до совершеннолетия), с широкими пурпурными полосами. Такую тогу носили также только магистраты и жрецы.
  • Toga virilis — тога, которую надевал молодой римлянин на празднике в честь вступления в гражданское общество.
  • Toga pura — повседневная тога, изготовлялась из тяжелой белой шерсти, без цветных орнаментов.
  • Toga candida — претендент на пост чиновника носил эту специально отбелённую тогу (отсюда слово «кандидат»).
  • Toga pulla — такую тогу (серого или чёрного цвета) носили скорбящие.
  • Toga picta или toga palmata — пурпурная тога, которую надевал триумфатор; на ней были золотом вышиты сцены из римской истории.
  • Trabea — тога, украшенная пурпурными горизонтальными полосами. Сервий описывает три вида трабеи: полностью из пурпурной ткани, посвящённая богам; белая и пурпурная трабея — одежда латинских и ранних римских царей; пурпурная и шафранного цвета с пурпурной каймой, которую носили авгуры, консулы на фестивалях и эквиты во время transvectio.

Представляла из себя тога кусок шерстяной ткани в форме полуовала, по прямому краю его длина была 6 метров и больше, ширина в самом широком месте — 2 метра и более.

 

Предполагается, что тогу надевали следующим образом.

Взяв её обеими руками за прямой край, разделяли таким образом на три части и укладывали на левое плечо, чтобы первая треть свисала вперед — почти до щиколотки. Следующая треть ткани шла по спине под правую руку — ткань при этом свисала, оказываясь на полу (ведь именно на эту часть тоги приходится максимальная ширина). Именно эту часть тоги драпировали, укладывали на правом боку глубокими складками. Оставшуюся треть ткани перебрасывали на левое плечо. Эта часть тоги либо оставалась свисать по спине, и ее конец перекидывали через согнутую в локте левую руку. Либо эта последняя треть еще раз проходила по спине, затем – справа под рукой (и здесь она драпировалась в соответствии со складками предыдущего слоя), наконец, выходила к куску первой трети и несколько раз засовывалась под него, образуя так называемый умбон (металлическая бляха полусферической или конической формы, размещённая посередине щита, защищающая кисть руки воина от пробивающих щит ударов. Под умбоном находится ручка, за которую воин держит щит. Также выступает в качестве украшения щита.)на левой стороне груди. Либо, наконец, эта третья часть, спущенная вниз до щиколоток, пропускалась между ног и поднималась к левой стороне груди, чтобы там образовать умбон, как во втором случае. Классическим, аристократически

строгим было ношение тоги без туники – чтобы правое плечо, правая сторона груди оказывались открытыми.


Туника

Рубаха из шерсти с короткими рукавами или без них, скроенная без шейного выреза. Носили тунику с поясом, делая большой напуск. Без пояса тунику носить было не принято, во всяком случае — вне дома. Туника у сенаторов имела спереди и сзади широкую вертикальную пурпурную (или алую) полосу (от ворота до подола). Две узкие полоски, расположенные так же, украшали туники всадников, также принадлежавших к высшим сословиям. Туники носили с тогой, но не всегда. В иных случаях туники с тогой были запрещены, отказ от туник был традицией некоторых древних аристократических римских родов. Туника происходила, по-видимому, от набедренной повязки и поначалу представляла собой два куска ткани, скрепленные на левом плече фибулой (от лат. fibula, скоба — металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением.). И позднее, став уже одеждой кроеной и шитой, туника воспринималась как одежда народная, приличная беднякам. Особое раздражение тех, кому ценны были римские традиции, вызывали рукава — как свидетельства изнеженности.

 

Стола

Стола (от лат. stola) являлась особой формой женской туники с короткими рукавами, широкая и со множеством складок, доходившая до щиколоток, внизу которой пришивалась пурпурная лента или оборка ( инстита от лат. instita). На талии стола повязывалась поясом. Такую одежду носили римские матроны (в Древнем Риме почётное название свободнорождённой замужней женщины, пользующейся хорошей репутацией и принадлежащей к высшему сословию. Слово произошло от латинского mater — мать. Матрона (имеющаяся статус matris familias) находилась под протекцией pater familias — мужчины-главы семьи, уделяя основное внимание заботе о детях, домочадцах и домашнем хозяйстве. Как правило, матрона не могла заниматься политической или государственной деятельностью.)из высшего общества и не смели надевать ни отпущенницы, ни женщины легкого поведения, ни рабыни. Сенека (Луций Анней Сенека (лат. Lucius Annaeus Seneca minor), Сенека младший или просто Сенека (4 год до н.э., Кордуба — 65, Рим) — римский филосов-стоик, поэт и государственный деятель.) считал, что стола не должна быть яркой или пестрой: «матронам не следует надевать материи тех цветов, которые носят продажные женщины».

 

Палла

Столу во II веке н. э. сменила палла (у мужчин — паллий (лат. pallium) сменил тогу) — большой кусок ткани, окутывавший фигуру женщины почти полностью. Из-под паллы видна была лишь инстита – «оборка». Эту «оборку» составлял еще один кусок ткани, который был закреплен на теле нижним поясом столы. Взорам окружающих, таким образом, были открыты лишь лицо, кисти рук и пальцы ног женщины. Очертания фигуры скрадывались обилием глубоких и частых складок. Этот плащ стал популярен из-за несложности ношения. Любимым цветом был пурпурный, но палла была также и жёлтого, белого, чёрного цветов, украшена золотом.


Слово pallium скоро стало родовым обозначением других плащей. Они разделялись по внешнему виду и покрою на три группы: 

  • Кукуль — короткая, доходившая до середины спины накидка с капюшоном.
  • Пенула (лат. paenula) — это узкий плащ без рукавов, который застегивался спереди (по виду схожий с современным пончо). Так, Мессала (лат. Messalla — римский политик и консул 3 века) говорит об ораторах, «стиснутых и словно запертых в пенуле». Этот плащ можно было также спереди застёгивать, иногда пенулы были также с рукавами или по крайней мере с отверстиями, в которые просовывались руки. Материалом для этого плаща, если его надевали в путешествие или на работу, служило грубое толстое сукно или шерсть; иногда пенулу шили из кожи. Это была и мужская, и женская одежда, которую надевали иногда даже поверх тоги.  
  • Лацерна (лат. lacerna) — это был продолговатый и открытый спереди плащ до колен, который застёгивался фибулой на плече или груди. Лацерна бедняков была из тёмного грубого материала, у богатых граждан разноцветная и была часто роскошно отделана, иногда к ней приделывался капюшон на случай ветра и дождя. Первоначально это был воинский плащ, однако, уже в начале империи она стала обычной одеждой гражданского населения, которую часто надевали поверх тоги, чтобы согреться или предохранить ткань от грязи и пыли. Ювенал (Децим Юний Ювенал (лат. Decimus Junius Juvenalis) — римский поэт-сатирик.) называл эти плащи «охранителями тоги».

Палудаментум

Палудаментум (лат. paludamentum) — это особая разновидность воинского плаща; от солдатской лацерны отличался тем, что был длиннее (доходил до лодыжек), а также тем, что для него использовалась материя более высокого качества, как правило, красного цвета. Его носили не только на плечах; зачастую его оборачивали вокруг бёдер наподобие шарфа, забрасывая один конец на левую руку. Палудаментум явился «родоначальником» императорской мантии.


Нижнее бельё

 

Женщины часто носили 2 туники, при этом нижняя туника с набедренной повязкой и повязкой на груди составляли нижнее бельё, на которое надевалась верхняя туника.

 

Мужчины носили тунику под тогой, первоначально, однако, надевали тогу, а под ней только набедренную повязку. Уже во II веке до н. э. мужчины стали надевать под тунику ещё одну рубашку из шерсти. Рубашки из льна стали носить лишь в IV веке. Охотники, крестьяне и солдаты часто повязывали ступни, бёдра и голени повязками из льна или шерсти, чтобы защититься от холода.

 

Обувь

 

Обувь делилась на сандалии (лат. soleae, sandalia), ботинки (лат. calcei) и сапоги (лат. caligae). Мужчины носили по большей части башмаки из кожи натурального цвета, женские башмаки мало отличались по форме, были однако разнообразных цветов и из более мягкой кожи. Богатые женщины носили обувь украшенную жемчугом, золотом и драгоценными камнями. Крепкие калиги, по данным современных экспериментов, могли прослужить для маршей в 500—1000 км, надевание таких сапог занимало около 3-4 минут.

 

Виды обуви

Название (лат.) Описание
calceamentum, calceamenti Вид обуви или ботинка, доходивший до колен
 alceus, calcei Высокая, закрытая обувь, вроде современных ботинок, составлявшая национальный костюм гражданина, который он надевал, отправляясь в город.Calceus носили как мужчины, так и женщины. Важные государственные чиновники из знатных семей носили на башмаке из красной или посеребрёной кожи на самом подъеме полумесяц из слоновой кости, который служил для завязывания.

 

Calceus senatorius (calceus mulleus) — башмак сенаторов представлял собой очень высокую обувь, доходившую до половины ноги, из красной мягкой кожи с четырьмя ремешками.

 

Calceus muliebris — закрытая обувь, род башмака из тонкой кожи разнообразных цветов: красные, светло-желтые, чаще всего белые, украшенная драгоценными камнями и жемчужинами. Такую обувь часто носили римские матроны. Иногда вместо ремешков использовались шёлковые цветные ленты.

 

Calceolus/Calceolii — обычно женский небольшой ботинок или полуботинок.

 

Calcei patricii — башмаки римской знати с закрытым передом и длинным язычком, крепились к ноге четырьмя чёрными ремешками.

 campagus, campagi Солдатская обувь, также называвшаяся campagi militares.

 

Campagi imperiales — обувь схожая с солдатской, которую носили императоры поздней империи и византийские императоры.

 carbatina, carbatinae По данным археологов, эта обувь была сделана из одного куска кожи. По краям были проделаны петли, которые связывали шнурком подошву и верхнюю часть обуви.

 

Gallica, gallicae — неофициальный вид карбатины, который носили с туникой и lacerna, но не с тогой.
 

Gallicae Biriles — мужская
 

Gallicae Cursuriae — для бегунов
 

Gallicae Rusticanae — крестьян

 

Pero, peronis — грубая кожаная обувь, употреблявшаяся главным образом крестьянами.

 калиги
(caliga, caligae)
Сапоги, которые носились крестьянами, извозчиками и прежде всего солдатами. Калига состояла из толстой подошвы (около 8 мм.) с 80-90 острыми железными гвоздями; к подошве пришивался кусок кожи, вырезанный полосами, образуя нечто вроде сетки вокруг пятки и ступни: пальцы оставались открытыми.

 

Caligae muliebres

 cothurnus, cothurni  Котурны, обувь актёров игравших в трагедиях; имели очень высокую подошву, что зрительно увеличивало рост и делало поступь величавой.
 crepida, crepidae Сандалии, ремни которых покрывали лишь ступню.
 Сандалии (sandalia) Состояли из подошвы, которая закреплялась на ноге мягкими ремешками, при этом большая часть ступни оставалсь открытой. Сандалии были разных цветов, подошва разной высоты, в зимнее время также с шерстью. Их носили как домашнюю обувь, ношение сандалий в общественных местах считалось нарушением хорошего тона. Садившиеся за стол снимали сандалии или им их снимал раб.
 sculponeae, sculpunarum Деревянная обувь, которую носили рабы или бедняки.
 soccus, socci Лёгкая обувь, типа тапочек, которую носили актёры, игравшие в ателланах и фарсах.
 solea, soleae Сандалии, ремни которых ремни поднимались выше лодыжки; их носили римские должностные лица

 

Solo alto — сандалии актёров на высокой подошве
 

Urina — женские сандалии из воловьей шкуры, иногда также на двойной подошве
 

Baxa/Baxae — лёгкие из растительных волокон, листьев и проч.

 cubtalaris  Закрывающая ногу обувь, ниже лодыжки

 

Головные уборы

Мужчины в общественных местах по большей части не носили головных уборов. При плохой погоде, также как и при жертвоприношениях, тогу приподнимали поверх головы. Крестьяне, а также путешественники при дожде и от пыли надевали лат. cucullus, своего рода капюшон. Капюшон прикреплялся к плащу paenula или же прямо набрасывался на плечи. Шерстяную шапку вольноотпущенников — лат pilleus, которую носили также простые люди, в городах можно было увидеть редко, за исключением сатурналий, когда такие шапки надевались как знак социального равенства. В жару многие путешественники и посетители театров носили широкополые шляпы как защиту от солнца.

 

По традиции замужние женщины должны были узнаваться по наличию головного убора. Это мог быть кончик паллы или покрывало (лат. rica), укреплённое на голове и ниспадавшее складками на затылок и спину.

Mitra представляла собой кусок материи, покрывавшей голову в виде чепчика, доходившая лишь до половины головы, она оставляла открытыми спереди грациозно положенные волосы. Римские женщины также носили головные сетки (лат. reticulum). Во времена империи традиции стали менее строгими. Многие женщины считали достаточным носить в качестве головного убора — vitta — шерстяную повязку, скреплявшую волосы (как право и знак матрон).

 

Одежда разных слоёв населения

Одежда рабов состояла из туники с короткими, не доходившими до локтя рукавами и плотного толстого плаща (лат. sagum). Sagum был также плащом римских солдат. Это четырехугольный кусок толстой грубой шерстяной ткани, который накидывался на спину и застегивался фибулой на правом плече или спереди под горлом и напоминал македонскую хламиду.

 

Брюк у римлян не было: они считались варварской одеждой; императоры IV века запрещали носить их в Риме. Однако на севере, например в Германии, их приходилось надевать. Так на колонне Траяна солдаты изображены в коротких, обхватывающих ногу и спускающихся чуть ниже колена штанах.


Тенденция

Практика ношения одежд имела тенденцию к повышению комфортности. Например, ради тепла вошло в обыкновение носить по нескольку туник надетыми одна на другую. От «варварских» народов — от галлов, например, усваивались обычаи декорации одежд, применения меха для оторочки тканей. Туника с капюшоном — каракалла — вошла в историю как одеяние, давшее прозвище одному из римских императоров.

Кстати, такой вид одежды был уже по своему духу настолько антиримским, что именно он был выбран христианскими монахами в качестве «униформы», и многие монашеские ордена остаются верны этой традиции доныне.

 

Историки и антропологи среди всяких областей быта тех или иных народов не случайно изучают одежду. Как очевидно, одежда древних римлян – не менее ценный источник сведений о народе, чем, скажем, его письменность или архитектура.

 

Источники

 

Последнее редактирование ответа: 12.10.2012

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

«Как одевались женщины в Древнем Риме»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.