Танковая дорога — бывший полигон для обкатки (притирки деталей) изготовленных танков и самоходок, сходящих с конвейера Уралмашзавода в годы Великой Отечественной войны. Решение о ее строительстве было принято постановлением Государственного Комитета Обороны от 4 июля 1943 года. Танковая дорога была построена всего за 4 месяца. 21 ноября 1943 года по ней прошли первые танки.
Место для строительства танковой дороги было выбрано в близи Уралмашевского завода (УЗТМ) за ныне бесхозной «Белой башней» (ранее действующая водонапорная башня) в лесном массиве Парка Победы, чтобы зимой дорогу не задувало снежными сугробами.
Танковая дорога прокладывалась следующим образом: вырубались сосны и березы, корчевались пни, рылась глубокая траншея (местами до 2 метров), затем насыпался щебень выше уровня прилегающей почвы. На него укладывались плоские камни. Не брусчатка, а именно каменные блоки, способные выдержать многократные удары стальных траков танковых гусениц от движения десятков машин, проходящих по ней в сутки. По краям дороги рылись глубокие кюветы для отвода с дороги талой воды и дождевых вод летом и осенью.
Танковая дорога считалась народной стройкой. Сюда приходили работать бригадами и отделами после основной работы в цехах, а также на строительство присылали провинившихся рабочих. Поэтому танковую дорогу втихомолку прозвали еще «дорогой крови и слез».
Во время строительства многие работы приходилось выполнять вручную, потому как техники, автомашин и тракторов было мало. Особенно тяжелой частью работы была укладка камней. Камни неправильной формы, необтесанные надо было подбирать и подгонять плотно друг к другу, чтобы они не выскакивали из своих гнезд при прохождении многотонных машин. Камни буквально вбивались в грунт тяжелой деревянной трамбовкой.
Танковая дорога имеет форму восьмерки с удлиненной средней частью, расположенной вдоль улицы Бакинских комиссаров, плавно переходящей в улицу Донбасская. Северная петля расположена на уровне улицы Победы, а южная — на уровне Черниговского переулка. К этой петле подходила дорога для танков, сходящих с заводского сборочного конвейера. Она была выложена не камнями, а броневыми плитами. Весной плиты оттаивали и просыхали раньше всех дорог в рабочем поселке, и дети из прилегающих бараков, чертили на плитах классики, и играли, пока не проходил с завода очередной танк.
Длина дороги составляет 6800 метров, ширина на прямой части — 25 метров, а в петлях разворота танка — 10 метров. На прямом участке дороги танки шли навстречу друг другу и должны были разминуться без столкновения. В петлях разворота танки шли только в одном направлении.
В настоящее время танковая дорога поросла травой, местами застроена гаражами и домами. Камни видны лишь местами, где дорогу пересекают оживленные пешеходные тропы. Кроны берез (ровесниц дороги, выросших в кюветах с 1943 г.) почти сомкнулись над танковой дорогой в петлях разворота. Зимой здесь пролегают лыжные трассы, а летом бегают кроссы спортсмены, идут группы здоровья, гуляют пенсионеры и школьники.
«Танковая дорога» Уралмашзавода стала тропой здоровья для жителей Уралмаша и других районов города и является памятником Великой Отечественной войны на Урале.
Источники информации:
- 1723.ru/forums — информация о «Танковой дороге» (со схемой расположения);
- wikimapia.org — описание «Танковой дороги» в Екатеринбурге (имеется картографическая схема);
- maps.google.ru — место расположения Парка Победы (спутниковая карта).
Дополнительные ссылки на Genon.ru: