Ад, геенна (греч. δης — Гадес, царство Аида, подземное царство; ивр., Гееном, Шеол; слав. Пекло) — первоначально (древнегреческая мифология, Ветхий Завет) посмертное состояние души, впоследствии подземное место наказания грешников (традиция буддизма, христианства и ислама). Противопоставляется раю.
Ад в христианстве
Согласно христианскому учению, после грехопадения прародителей в ад попадали души всех умерших, в том числе ветхозаветных праведников. Души праведного Симеона Богоприимца и обезглавленного царём Иродом Иоанна Крестителя проповедовали в аду скорое и всеобщее избавление. После своих страданий и смерти на кресте, Христос своей человеческой душой спустился в самые отдалённые глубины ада, разрушил ад и вывел из него души всех праведников в Царство Божие (рай), а также и те души грешников, которые приняли проповедь о пришедшем спасении.
И теперь, души умерших святых (благочестивых христиан) попадают в рай. Но часто своими грехами живущие люди отталкивают от себя Бога — сами создают в душе своей сущий ад, а после смерти, души уже не имеют возможности переменить своего состояния, которое будет и дальше прогрессировать в вечности. Посмертная и окончательная судьба душ умерших нехристиан неизвестна ныне живущим — она полностью зависит от воли Бога, если Он посчитает, что умерший жил по совести, и что его душа готова славить Христа, то она может быть принята в райские обители.
Спаситель подчёркивает, что определяющим критерием для Него будет наличие (у «агнцев») дел милосердия (помощь нуждающимся, к которым Он и Себя причисляет), — либо отсутствие этих дел (у «козлищ») (Мф.25:31-46). Окончательное решение Бог вынесет на Страшном Суде, после которого в аду будут мучаться не только души грешников, но и их воскресшие материальные тела. Христос указывал, что наибольшие мучения в аду постигнут тех, кто знал Его заповеди, но не исполнял их, и тех, кто не прощал обиды на своих ближних.
Самым тяжёлым мучением в аду будет не физическое, а моральное, голос совести, некое противоестественное состояние, когда греховная душа не может вынести присутствие Бога, но и без Бога ей совсем невыносимо. В аду также будут мучаться и демоны, и ангелы, которые после Страшного Суда ещё более будут связаны.
Католицизм и православие утверждают, что для того, чтобы после смерти душа попала не в ад, а в рай, нужно быть крещёным, придерживаться вероучения, причащаться Тела и Крови Христовых, соблюдать духовную чистоту и совершать богоугодные дела, живя на земле. Право определять, попадет ли душа человека в ад или рай в Христианстве принадлежит Богу.
Протестантизм утверждает, что для того, чтобы душа человека попала в рай, а не в ад, нужно быть возрождённым христианином. В неопротестантизме (баптизм, методизм, пятидесятничество, и др.) крещение не играет главной роли в спасении. В классическом протестантизме (лютеранство, кальвинизм, англиканство и др.) имеет место тезис о необходимости крещения младенцев для того, чтобы те попали в рай после смерти.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Потому Он (Бог) и уготовал геенну (ад, как место пребывания для грешников), что Он — благ». Даже самые нестерпимые и ни с чем несравнимые вечные мучения грешников в аду — всё же лучше, чем небытие или же полное прекращение их существования. Согласно некоторым христианским апологетам, ад — есть зло, но Бог не может творить зло, однако при Своём творении (добра), оставляет возможность сотворённым Им разумным существам (ангелам и людям) самим «творить» как добро, так и зло.
Зло, согласно их концепции, — всего лишь, либо извращённое добро, либо — отсутствие добра, то есть, — небытие, которое никогда не может быть полным и окончательным. Несмотря на то, что ад называется царством дьявола и ангелов его, вездесущий и всемогущий Бог непостижимо присутствует и в аду и промыслительно управляет им.
Ад в исламе
Согласно вероучению ислама, в Судный день все люди будут воскрешены, и над ними состоится суд, и люди разделятся на 2 группы — обитателей ада и обитателей рая. Ад в исламе — вечное пристанище неверных («кяфиров» — тех кто не последовал божественной религии) и творил ширк. Всевышний не простит никому только одного греха — многобожия («ширк» — арабск.), к ширку относится поклонение кому либо кроме Всевышнего Единого Бога («Аллаха» — арабск.), придание ему сотоварищей, уподобление кого-либо Аллаху и т. д. Все остальные грехи Всевышний простит или нет по Своей Мудрости и Милосердию. Ад в исламе называется Джаханнам (араб.).
В аду имеется дерево, называемое «заккум»: «которое корнями в ад уходит. Плоды его ветвей подобны дьявольским главам. И от него они едят, и наполняют им свои желудки» (Коран, 37:64-66). Обитатели ада будут питаться этим деревом, пить кипяток: «И будут их поить зловонным кипятком, они будут хлебать его (глотками), но проглотить едва ли смогут» (Коран, 14:16-17), носить одежды из огня: «И для неверных из огня будут покроены одежды» (Коран, 22:19), повсюду в аду будет огонь: «Пласты Огня над ними и под ними лягут» (Коран, 39:16), «В тени удушливого дыма, не освежающего и не благого» (Коран, 56:43-44).
Также в Коране описывается, что все обитатели Ада будут испытывать вину, скорбь и печаль о том, что они прожили жизнь не поклоняясь Всевышнему. «Для них там — вопль и рев, и вечная обитель там, пока земля и небо длятся, если Господь твой только не захочет распорядиться по-другому, — ведь Твой Господь, поистине, Вершитель всего, что пожелает» (Коран, 11:106-107).
"Ведь Мы, поистине, доставили им Книгу, которую Мы изложили с Господним ведением всякой сути, как милосердие и руководство для тех, кто в Господа уверил. Неужто они ждут чего-то, помимо исполнения (Его) обетований? В тот день, когда оно наступит, то те, кто им пренебрегал дотоле, скажут: «К нам с истиной посланники Господни приходили.
Найдутся ли у нас заступники сейчас, которые за нас вступиться могут? Или будем мы возвращены (на землю), тогда б мы делали не так, как делали мы прежде?» (Коран, 7:52-53).
"И ты увидишь нечестивых, которые при виде кары говорят: «Нет ли пути возврата (в жизнь земную)?» (Коран, 42:44).
В Коране жестко критикуются насмешки язычников и атеистов над вестью о Судном Дне и Аде: "Ведь жизнь, полную греховных удовольствий, они до этого вели, упорствуя в грехе великом, и так, бывало, говорили: «Ужель, когда умрем и станем прахом и костями, мы будем вновь воскрешены?» (Коран, 56:45-47). «Какую пользу принесло добро, накопленное вами и то, чем возвеличивались вы?» (Коран, 7:48)
Ад в буддизме
В буддизме ад — место пребывания для существ, практикующих злобу и ненависть. Существует восемь адов (восемь холодных, восемь горячих), но есть ещё и дополнительные ады. Пребывание в аду длительно, но не бесконечно, после того, как последствия негативной кармы исчерпаются, существо умирает и снова рождается в более высоких мирах.
Ад в мормонизме
В откровениях Церкви Иисуса Христа Святых последних дней слово ад употребляется в двух значениях.
Во-первых, так называют духовную темницу — место в послеземном духовном мире, уготованное для тех, «кто умерли во грехах своих, без знания истины, или в согрешении, отвергнув Пророков» (Учение и Заветы 138:32). Это временное состояние, пребывая в котором духам будет дана возможность изучать Евангелие, покаяться и принять таинства спасения, совершаемые за них в храмах (Учение и Заветы 138:30-35).
Во-вторых, словом ад называют тьму внешнюю — место, где будут обитать сатана, его ангелы и сыны погибели (Учение и Заветы 29:36-38, 76:28-33).
Ад в каббале
В Каббале «адом» называется осознание различия между человеком и Творцом — Высшей силой добра. Это крайняя степень осознания своего зла — мера того, насколько плохо мы себя чувствуем, внезапно обнаружив, что противоположны Ему по свойствам. Ощущение стыда, отдаленности, собственной ничтожности и низости так ужасно, что хуже этого ничего нет. Такое ощущение абсолютного стыда — это и есть ощущение «ада», которое просто испепеляет.
Ад в литературе
Концепция Ада в «Божественной комедии»
В «Божественной комедии» Данте Алигьери ад представляет собой несколько кругов, чем ниже круг, тем серьёзней грехи, совершённые человеком при жизни.
Перед входом — жалкие души, не творившие при жизни ни добра, ни зла, в том числе «ангелов дурная стая», которые были и не с дьяволом, и не с Богом.
- I круг (Лимб) — некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане.
- II круг — сладострастники (блудники и прелюбодеи).
- III круг — чревоугодники, обжоры и гурманы.
- IV круг — Скупцы и расточители.
- V круг (Стигийское болото) — Гневные и ленивые.
- VI круг — еретики и лжеучители.
- VII круг:
- I пояс — насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники).
- II пояс — насильники над собою (самоубийцы) и над своим достоянием (игроки и моты).
- III пояс — насильники над божеством (богохульники), против естества (содомиты) и искусства (лихоимство).
- VIII круг. Обманувшие недоверившихся. Состоит из десяти рвов (Злопазухи, или Злые Щели).
- I ров. Сводники и обольстители.
- II ров. Льстецы.
- III ров. Святокупцы, высокопоставленные духовные лица, торговавшие церковными должностями.
- IV ров. Прорицатели, гадатели, звездочёты, колдуньи.
- V ров. Мздоимцы, взяточники.
- VI ров. Лицемеры.
- VII ров. Воры.
- VIII ров. Лукавые советчики.
- IX ров. Зачинщики раздора.
- X ров. Алхимики, лжесвидетели, фальшивомонетчики.
- IX круг — обманувшие доверившихся.
- Пояс Каина. Предатели родных.
- Пояс Антенора. Предатели Родины и единомышленников.
- Пояс Толомея. Предатели друзей и сотрапезников.
- Пояс Джудекка. Предатели благодетелей, величества божеского и человеческого.
- Сам Сатана.
Выстраивая модель ада, Данте следует за Аристотелем, который относит к 1-му разряду грехи невоздержанности, ко 2-му — грехи насилия, к 3-му — грехи обмана. У Данте 2—5-е круги для невоздержанных, 7-й круг для насильников, 8—9-е — для обманщиков (8-й — просто для обманщиков, 9-й — для предателей). Таким образом, чем грех материальнее, тем он простительнее.
«Роза Мира» Даниила Андреева
В космологической картине Даниила Андреева, изложенной в его книге «Роза Мира», под «адом» понимается Гашшарва — двумерный мир, где обитают демоны. Там же обитают некоторые люди, возжелавшие стать носителями темных миссий. Там они не страдают. Потому с традиционными христианскими представлениями об аде больше согласуются описания Андреевым «миров возмездия». Также в «Розе Мира» упоминается «лунный ад», восстанавлемый лунной демоницей Воглеа.
Ад с научной точки зрения
Джек и Рекселл ван Имп, штат Мичиган, США пришли к выводу, что чёрные дыры удовлетворяют всем требованиям, чтобы быть местоположением ада. За это им была вручена Шнобелевская премия 2001 года.
Где находится ад?
Многим это может показаться странным, но слово «ад» в Священном Писании вовсе не означает место, где горит огонь. В Ветхом Завете слово «ад» или по-еврейски «шеол» встречается 65 раз. Это слово означает «царство мёртвых». На русский язык оно передано словами «ад», «могила», «преисподняя», «гроб» и никогда не связывалось с представлением об огне или наказании.
В Новом Завете слово «ад», по-гречески «гадес», встречается 11 раз (см. Матфея 11:23; 16:18; Луки 10:15; 16:23; Деяния 2:27,31; 1 Коринфянам 15:55; Откровение 1:18; 6:8; 20:13-14) и имеет то же значение, что и «шеол » — т.е. могила, где умершие — как праведники, так и нечестивые — ожидают в бессознательном состоянии для воскресения.
Ад есть место, где тело подвержено тлению. Христос тоже был в «аде», т.е. в могиле, но не подвергся тлению, потому что Бог воскресил Его. «Ибо Ты не оставишь души Моей в аде, и не дашь святому Твоему увидеть тления» (Псалом 15:10).
«Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них» (Откровение 20:13). Эти слова Писания подтверждают, что ад есть место, где пребывают не живые, а мёртвые, и что там находятся не только злые, но и добрые.
А вот древнегреческое слово «геенна», которое также переведено словом «ад» — обозначает место наказания огнём нераскаявшихся грешников. В Новом Завете оно встречается 12 раз — (см. Матфея 5:22,29-30; 10:28; 18:9; 23:15,33; Марка 9:43,45-47; Луки 12:5; Иакова 3:6).
«Геенна» — греческое название одной из долин вблизи Иерусалима, так называемой «долины сынов Енномовых». В древности в это место вывозили трупы животных и казнённых преступников. Там их сжигали, и поэтому постоянно поддерживался огонь. Иисус говорит об этом месте, что там «червь их не умирает и огонь не угасает» (Марка 9:44). То, что не съедали черви, уничтожалось огнём. Название этой долины, где сжигались трупы преступников, стали использовать для обозначения места, где все нечестивые понесут последнее наказание и будут окончательно уничтожены в огне.
Источники информации: