28982 автора и 62 редактора ответили на 85243 вопроса,
разместив 135214 ссылок на 43429 сайтов, присоединяйтесь!

Какова биография Людвига вана Бетховена?

РедактироватьВ избранноеПечать

Людвиг ван Бетховен (Beethoven) (крещен 17.12.1770, Бонн, - 26.3.1827, Вена). Немецкий композитор, представитель венской классической школы. Учился у своего отца, певчего Придворной капеллы в Бонне, и у придворного органиста Нефе (с 1780 года). В неполных 12 лет с успехом заменял Нефе; тогда же вышла из печати его первая публикация (12 вариаций для клавира на марш Э. К. Дреслера).

 

В 1787 году посетил в Вене Моцарта, который высоко оценил его искусство пианиста-импровизатора. Первое пребывание Бетховена в музыкальной столице Европы было коротким (узнав, что его мать при смерти, он вернулся в Бонн). В 1789 году Бетховен поступил на философский факультет Боннского университета, но проучился там недолго. Окончательный переезд Бетховена в Вену состоялся в 1792 году.

 

В Вене Бетховен совершенствовался в композиции сначала у Гайдна (с которым у него отношения не сложились), затем у Шенка, Альбрехтсбергера и Сальери. До 1794 года он пользовался финансовой поддержкой курфюрста Кёльнского, после чего нашел богатых покровителей среди венской аристократии. Вскоре Бетховен стал одним из самых модных в Вене салонных пианистов.

 

Публичный дебют Бетховена-пианиста состоялся в 1795 году. Тем же годом датированы его первые крупные публикации: 3 фортепианных трио соч. 1 и 3 сонаты для фп. соч. 2. По отзывам слушателей, в игре Бетховена бурный темперамент и виртуозный блеск сочетались с богатством воображения и глубиной чувства. Неудивительно, что самые глубокие и оригинальные произведения этого периода предназначены для фортепиано. До 1802 гоад Бетховен создал 20 фортепианных сонат, в т. ч.

 

"Патетическую сонату" (1798) и так называемую "Лунную сонату" (1801). В ряде сонат Бетховен преодолевает классическую трехчастную схему, помещая между медленной частью и финалом дополнительную часть - менуэт или скерцо; тем самым сонатный цикл уподобляется симфоническому.

 

Между 1795 и 1802 годами были написаны также первые 3 фортепианных концерта, 2 симфонии, 6 квартетов (соч. 18), 8 скрипичных и 2 виолончельные сонаты, множество др. камерно-ансамблевых сочинений. Смолоду Бетховен поражал и восхищал современников масштабностью замыслов, неистощимой изобретательностью их воплощения, неутомимым стремлением к новому.

 

В конце 1790-х годов у Бетховена начала развиваться глухота; не позднее 1801 года он осознал, что эта болезнь прогрессирует и грозит полной потерей слуха. В октябре 1802 года, находясь в деревне Хайлигенштадт под Веной, Бетховен составил для своих братьев документ крайне пессимистического содержания, известный как "Хайлигенштадтское завещание".

 

Вскоре, однако, он сумел преодолеть душевный кризис и вернулся к творчеству. Новый - так называемый средний - период творческой биографии Бетховена, начало которого принято относить к 1803 году, а конец к 1812 году, ознаменован усилением драматических и героических мотивов в его музыке. В качестве эпиграфа ко всему периоду мог бы служить авторский подзаголовок Третьей симфонии - "Героическая"; первоначально Бетховен предполагал посвятить ее Наполеону Бонапарту.

 

Героическим духом проникнуты и такие произведения, как Пятая симфония с ее знаменитым "мотивом судьбы", опера "Фиделио" на сюжет о плененном борце за справедливость, выдержанная в традициях французской оперы спасения, 5-й фортепианный концерт, увертюры "Кориолан" и "Эгмонт", "Крейцерова соната" для скрипки и фортепиано (особенно ее первая часть), фортепианная соната "Аппассионата", цикл 32 вариаций c-moll для фортепиано.

 

Стиль Бетховена среднего периода характеризуется беспрецедентной интенсивностью мотивного развития, возросшими масштабами сонатной разработки, яркими тематическими, динамическими, темповыми, тональными, регистровыми контрастами.

 

Все эти признаки присущи и тем шедеврам 1803-1812 годов, которые не относятся к собственно "героической"> линии: Четвертой, Шестой ("Пасторальной симфонии"), Седьмой и Восьмой симфониям, 4-му концерту для фортепиано и Концерту для скрипки с оркестром, "Вальдштейновской сонате" для фортепиано, трем струнным квартетам соч. 59, посвященным графу Разумовскому (по чьей просьбе Бетховен включил в первый и второй из них русские народные темы), "Эрцгерцог-трио" для фортепиано, скрипки и виолончели и др.

 

К середине 1800-х годов Бетховен пользовался всеобщим признанием как безусловно первый композитор своего времени. В 1808 году он дал свой, по существу, последний концерт в качестве пианиста (благотворительное выступление 1814 года оказалось неудачным, т. к. к тому времени Бетховен был уже почти полностью глух).

 

Тогда же ему был предложен пост придворного капельмейстера в Касселе. Не желая допустить отъезда Бетховена, трое венских аристократов выделили ему высокое денежное содержание, которое, впрочем, вскоре обесценилось из-за наполеоновских войн.Тем не менее Бетховен остался в Вене, где до конца жизни пользовался покровительством своего вельможного ученика и друга эрцгерцога Рудольфа.

 

В 1813-1815 годах Бетховен сочинял мало. Он испытывал упадок нравственных и творческих сил в связи с глухотой и расстройством брачных планов. К тому же в 1815 году на плечи Бетховена легла забота о племяннике (сыне умершего брата), который обладал весьма трудным характером; по вопросам осуществления опеки Бетховен был вынужден судиться с вдовой брата.

 

Вскоре начался новый - условно говоря, поздний - период творчества Бетховена. За 11 лет из-под его пера вышли 16 произведений крупного масштаба: 2 виолончельные и 5 фортепианных сонат, Тридцать три вариации на вальс А. Диабелли, Торжественная месса, Девятая симфония и 6 струнных квартетов.

 

В музыке позднего Бетховена сохраняется и даже обостряется такая черта его прежнего стиля, как богатство контрастов. Как в драматичных и экстатически-ликующих, так и в лирических или молитвенно-медитативных эпизодах эта музыка взывает к экстремальным возможностям человеческого восприятия и сопереживания. Для Бетховена акт сочинения заключался в борьбе с косной звуковой материей, о чем красноречиво свидетельствуют торопливые и часто неразборчивые записи его черновиков; эмоциональная атмосфера его поздних опусов в значительной мере определяется ощущением мучительно преодолеваемого противодействия.

 

Поздний Бетховен мало считается с принятыми в исполнительской практике условностями (характерный штрих: узнав о том, что скрипачи жалуются на технические трудности в его квартете, Бетховен будто бы воскликнул: "Какое мне дело до их скрипок, когда во мне говорит вдохновение!").

 

Он испытывает особое пристрастие к крайне высоким и крайне низким инструментальным регистрам (что отчасти связано с сужением спектра звуков, доступных его слуху), к сложным, часто в высшей степени изощренным полифоническим и вариационным формам, к расширению традиционной схемы четырехчастного инструментального цикла путем включения в него дополнительных частей или разделов.

 

Один из самых смелых экспериментов Бетховена по обновлению формы - огромный по объему хоровой финал Девятой симфонии на текст оды Шиллера "К радости". Здесь, впервые в истории музыки, Бетховен осуществил синтез симфонического и ораториального жанров. Девятая симфония служила образцом для художников эпохи романтизма, увлеченных утопией синтетического искусства, способного преобразовать человеческую природу и духовно сплотить массы людей.

 

Что касается эзотерической музыки последних сонат, вариаций и особенно квартетов, то в ней принято усматривать предвестие некоторых важных принципов организации тематизма, ритма, гармонии, получивших развитие в XX веке. В Торжественной мессе, которую Бетховен считал своим лучшим творением, пафос вселенского послания и утонченное, местами почти камерное письмо с элементами стилизации в архаическом духе составляют уникальное в своем роде единство.

 

В 1820-х годах слава Людвига ван Бетховена вышла далеко за пределы Австрии и Германии. Торжественная месса, написанная по заказу, поступившему из Лондона, впервые была исполнена в Санкт-Петербурге. Хотя творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдавшей свои симпатии Россини и облегченным формам камерного музицирования, сограждане осознавали истинный масштаб его личности. Когда Бетховен умер (от цирроза печени), в последний путь его провожало около 10000 человек.

 

  • Точная дата и место рождения Людвига ван Бетховена неизвестны. Он был крещен в Бонне 17 декабря 1770 года.
  • Отец Бетховена был певчим придворной капеллы курфюрста Кельнского в Бонне.
  • Мать Бетховена была кухаркой.
  • Отец заставлял сына заниматься музыкой с ранних лет, мечтая, чтобы его ребенок стал таким же известным и успешным, как Моцарт. С четырех лет Людвиг был вынужден часами играть на фортепиано и скрипке.
  • 1780 год – Людвиг начинает учиться музицировать у придворного органиста К.Г. Нефе.
  • 1782 год – Бетховен уже способен заменить своего учителя Нефе в его профессии. Тогда же выходит его первая публикация – 12 вариаций для клавира на марш Э. К. Дреслера. Постепенно Людвиг становится известным в Бонне музыкантом.
  • 1787 год – первая поездка в Вену. Бетховен встречается с Моцартом, который к тому моменту находится в зените славы. Моцарт сказал о юном Бетховене: «Обратите внимание на него. Он всех заставит о себе говорить». Однако долго пробыть в музыкальной столице Европы Людвигу не удается. Приходит известие о тяжелой болезни матери, и он срочно выезжает в Бонн.
  • 1789 год – Бетховен поступает вольнослушателем на философский факультет Боннского университета, но не проходит полный курс обучения.
  • 1792 год – окончательный переезд в Вену.
  • В течение двух лет Бетховен жил на деньги курфюрста, учился у Й.Гайдна, И. Б. Шенка, И. Г. Альбрехтсбергера, А. Сальери. С 1794 года композитора обеспечивали богатые покровители.
  • 1795 год – венский дебют Бетховена-пианиста. В этом же году выходят его сочинения: три фортепианных трио и три сонаты для фортепиано. Очень быстро Бетховен становится одним из самых модных пианистов в Вене.
  • 1798 год – Бетховен пишет «Патетическую» сонату.
  • Тогда же, в конце 1790-х годов, у композитора начинает развиваться глухота.
  • 1801 год – создан единственный балет Бетховена «Творения Прометея». В этом же год написана знаменитая 14-я («Лунная») соната. Последняя посвящена первой любви композитора, графине Джульетте Гвиччарди.
  • 1802 год – Людвиг пишет своим братьям письмо, которое попало в историю как «Гейлигенштадское завещание». Письмо писалось в момент сильнейшего кризиса, когда Бетховен осознал, что его ждет полная потеря слуха. Однако вскоре кризис проходит, и композитор возвращается к творчеству.
  • 1803 год – написана «Героическая» соната. Автор собирается посвятить ее Наполеону, но, узнав, что Наполеон объявил себя императором, переименовывает произведение в «Героическую симфонию, сочинённую в память Великого Человека».
  • К 1805 году Людвиг ван Бетховен становится признанно лучшим композитором своего времени.
  • 1808 год – последний концерт Бетховена в качестве пианиста. К этому времени он уже практически полностью потерял слух. Ему тут же предлагают пост придворного капельмейстера в Кесселе, а венские аристократы-любители музыки выделяют ему дополнительное хорошее содержание.
  • 1814 год – Бетховен пытается дать благотворительный концерт, однако из-за глухоты у него ничего не получается.
  • 1815 год – начало позднего периода творчества композитора. Помимо крупных произведений, за последующие 11 лет он создаст две сонаты для виолончели и фортепиано, пять сонат для фортепиано, шесть струнных квартетов.
  • 1823 год – написаны фортепианные Вариации на вальс Диабелли, Торжественная месса (которую сам композитор считал своей лучшей работой), Девятая симфония. Произведения Бетховена звучат уже не только в германии и в Австрии, но и у Париже, Лондоне, Петербурге.
  • 1825 год – Бетховен переносит гепатит, который тут же отражается на печени музыканта. Начинается цирроз, который и приводит его к смерти.
  • 26 марта 1827 года Людвиг ван Бетховен умирает в Вене.
  • Всего за свою жизнь Людвиг ван Бетховен создал 9 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром, 16 струнных квартетов, инструментальные сонаты, в том числе 32 для фортепиано, 10 для скрипки с фортепиано.

 

 

Источники информации :

  • biographer.ru - Биография  Людвига вана Бетховена;
  • ru.wikipedia.org - Биография, последние годы, причины смерти, ученики Бетховена, интересные факты и т.д.;
  • peoples.ru - Биография, трагедия Бетховена, занимательные факты и т.д.;
  • c-cafe.ru - Биография, афоризмы Бетховена.

Последнее редактирование ответа: 10.12.2008

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

Похожие вопросы

«Какова биография Людвига вана Бетховена»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.