Внимание! В ответе описываются формы поведения, в том числе сексуального, считающиеся аморальными, общественно опасными и не одобряемыми в большинстве традиционных религий. |
Некрофилия (от др.-греч. νεκρóς , «мёртвый» и φιλια, «любовь») — в общем смысле слова: психопатологическое состояние отдельных лиц или групп лиц, выражающееся в повышенном интересе (в качестве сверхценной идеи) к теме смерти, мертвецам, трупам и кладбищам, эстетизации смерти и ее атрибутов, в крайнем выражении — в тяге к физическому контакту, в том числе и сексуальному, с мертвой / разлагающейся плотью.
О некрофилии как сексуальной девиации можно подробнее прочитать здесь:
Происхождение термина
В некоторых источниках некрофилия трактуется как любовь к неодушевленным предметам вообще. Встречаются и упоминания о том, что слово изначально имело именно такое значение.
Слово некрофилия как научный термин было впервые употреблено в 1860 г. доктором Гислейном для описания категории лиц, называемых «безумными разрушителями». В 1901 г. Эполард предложил называть некрофилом любого, кто платонически или плотски любит трупы. Слово некрофагия было предложено в 1875 г. У.A.Ф. Брауном, который обозначал им каннибализм без всякой примеси эротики. Эполард был, однако, убеждён в сугубо эротическом значении каннибализма. Некрофаг отличается от каннибала тем, что последний выбирает себе человека, которого он собирается съесть, пока жертва ещё жива. Некросадизм — термин, предложенный в 1901 году Эполардом для обозначения тех, кто уродует трупы. В подобных случаях сам труп играет роль фетиша.
Некрофилия как психопатология
Известный психолог и психоаналитик Эрих Фромм рассматривает эту патологию в более широком контексте, увязывая ее с определенным характером, с конкретными мировоззренческими и нравственными установками, которые он обнаруживает у всех некрофилов. Фромм дает этой патологии следующее определение: «Некрофилия в характерологическом смысле может быть описана как страстное влечение ко всему мертвому, разлагающемуся, гниющему, нездоровому. Это страсть делать живое неживым, разрушать во имя одного лишь разрушения. Это повышенный интерес ко всему чисто механическому. Это стремление расчленять живые структуры» [1].
Для человека, согласно Фромму, характерны две ориентации: биофилия и некрофилия. Биофилия — любовь к жизни, к добру, цельности. Некрофилия — любовь к мертвому, темному, механическому, что особенно ярко проявляется в техницизме современного общества, в стремлении к рационализации, что оборачивается страстью разрушения. Психологическая основа деструктивности — конформизм, а также состояние страха перед сложностью бытия. Исторический опыт показывает, что хотя насилие в ряде случаев оправданно (сопротивление агрессору, угнетателю и т.п.), оно в конечном счете всегда носит разрушительный характер, отбрасывает общество назад, способствует деморализации и росту проявлений негативных сторон человеческой природы.
Некрофилия и религия
Подавляющее большинство традиционных религий негативно относятся к некрофилии как к аморальному и греховному поступку. Однако, говоря о некрофилии в связи с духовными обычаями, следует отметить, что религии можно подразделить на ортодоксальные и гетеродоксальные. В индуизме существуют тантрические направления, культивирующее медитативные практики и физические контакты с трупами.
Капалика (капалики) (санскр. kapalika(i) — «носящие череп», kapalikeva) — древняя тантрическая шиваистская секта в индуизме. Современные исследователи относят ее к течению пашупатизма. Представители этой секты называются капаликами и являются в основном отшельниками либо странствующими монахами-аскетами.
Как правило, капалики живут в местах сожжения трупов (шмашанах) и поклоняются Шиве в его наиболее грозных обличьях, Капалешвары, Бога Черепа, Бхайравы, Бога Шмашанов, Махакалы (Великого Разрушителя) и Капалабхрита (Носящего Череп). Эпитет Капалешвара Шива заслужил, отрубив пятую голову Брахмы, которая после этого приросла к его руке. Чтобы искупить свое преступление и избавиться от черепа, ему пришлось совершать жестокие аскетические практики и длительное путешествие. Капалики, подражая своему Богу, совершают обряды искупления, хотя они и не виновны в убийстве.
Капалики совершали ритуалы, так или иначе связанные со смертью, кладбищами, мертвыми телами, кровью, иногда нечистотами, сексуальными практиками. Нередко именно они занимались ритуальной подготовкой тела к кремации. Миской для принятия подношений у капаликов служила верхняя часть человеческого черепа, использовалась и другая атрибутика, связанная со смертью (четки из человеческих костей, череп брахмана на посохе, жизнь на кладбищах и др.).
Капалики практиковали принесение человеческих жертв, а также логически вытекающее из этого приношение в жертву собственного тела. Некоторые источники сообщают, что одним из обрядов посвящения является обряд отсечения ритуальным ножом куска мяса с собственного тела (в некоторых ветвях гуру или жрец отрезают мясо адепта). Это жертвование принимало разные формы, от повторения искупления Шивы и аскетической дисциплины до умерщвления плоти, самоистязания и ритуального самоубийства. Помимо этих обрядов капалики практиковали суровые упражнения хатха-йоги.
Одним из главных атрибутов капаликов выделяют обет, называемый «махаврата», заключающийся в том, чтобы ходить по миру, никогда не расставаясь с посохом, на который насажен череп убитого брахмана.
Считается, что выполнение этих обетов, подражание Богу Черепов, кровавые обряды и т.п. показывают презрение капаликов к мирскому, силу их стремления к освобождению. Капалики характеризуются отказом от накопления денег и материальных ценностей в пользу духовного развития и самореализации. Как и многие садху, капалики ходят нагишом, обмазавшись пеплом. Секта капаликов по сей день распространена в Индии, Непале, Тибете. Капалики относятся к садху (святым людям) и почитаются в обществе.
Существуют и другие секты, схожие по обрядам и атрибутике с капаликой: каламукхи («черные лица»), агхоры («неужасный») и некоторые тантрические секты, многие из которых являются наследниками капалики. В Тибете имеется родственная по духу и схожая по форме с сектой капаликов школа Чод.
Вот как характеризует агхору один из ее адептов:
«Когда мистик достигает единения с Бхайравой (Шивой), все явления жизни, ужасавшие раньше, перестают пугать и ужасать. Понимая истинную природу устрашающих феноменов и самого страха, йогин обретает глубинное спокойствие и становится неустрашимым и непоколебимым. Чтобы победить страх перед грозными явлениями мироздания, такими как смерть и насилие, а также для того, чтобы перестать испытывать отвращение к уродливому и нечистому, адепты Тантры практикуют специальные медитации, называемые агхорическими. Объектом таких медитаций является все то, что вызывает в нас негативные реакции, — страх, отвращение, неприятие, негодование, депрессию. Агхора-тантра имеет дело с уродствами, мертвецами, грозными стихийными явлениями, опасными животными, фактами насилия и несправедливости, испражнениями, нечистотами, всевозможными продуктами разложения, тления и гниения.
Бог ничем не ограничен и присутствует во всех явлениях. Однако нам легко видеть божественное в приятных и красивых феноменах и очень трудно признать божественное начало во всем губительном, уродливом и грязном. Таким образом, наш ум находится в плену двойственности, и мы не в силах насладиться безграничным Единством. Агхора-тантра учит нас тому, как выйти из подобного рабства» [2].
По некоторым сведениям, в ряде тантрических сект в качестве духовных практик адепту предписывается секс с мертвецом. Некоторые последователи Шававады любят лежать рядом с мертвым телом до тех пор, пока оно не начнет разлагаться. Среди представителей этих школ встречается и каннибализм. Школа Каула рекомендует сексуальную связь с трупом как средство избавления от чувства отвращения и страха, а также для обретения некоторых магических сил. Во всех этих школах считается нормой медитировать на кладбищах, посыпать тело пеплом сожженных трупов, пить из чаш, сделанных из верхней части человеческого черепа [3].
Некрофилия как социальная патология
Э. Фромм в своей работе «Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии» дает психоаналитическую характеристику фашизма как проекции некрофильских желаний. По Фромму, некрофилия не исчерпывается рамками индивидуальных состояний: некрофильский характер в массовом индустриальном обществе заложен имманентно. В известном смысле фашизм есть не что иное, как сочетание некрофилии с современным технологическим потенциалом. Страсть к неживым предметам в сочетании с утилитарным, механическим отношением к живым людям — массовый симптом некрофилии, считает Фромм. Он пишет: «Некрофил воспринимает реально только прошлое, но не настоящее и не будущее. В его жизни господствует то, что было (т.е. то, чего уже нет, что умерло): учреждения, законы, собственность, традиции, владения. Короче говоря, вещи господствуют над человеком; “иметь” господствует над “быть”, обладание — над бытием, мертвое — над живым. В личностном, философском и политическом сознании некрофила сохраняется святое почтение к прошлому, ничто новое не имеет ценности, а резкие перемены воспринимаются как преступление против “естественного, природного” хода вещей» [4].
Иногда в политической публицистике термин «некрофилия» используется для характеристики обостренного внимания определенных политических сил и деятелей к темным и трагическим страницам истории. В «некрофилии» часто обвиняли президента Украины В.А. Ющенко. В связи с вводимым Ющенко культом Голодомора и «героев Крут» высказывалось убеждение, что у ряда современных украинских политиков обнаруживается некрофилическая психопатия, сопровождаемой склонностью к садомазохизму, поскольку создать цельное мировоззрение и политическую идеологию, основанную на духовно-психологическом влечении ко всему мёртвому, умирающему и страдающему, могут только люди, у которых некрофилия встроена в структуру сознания [5].
Источники и дополнительные материалы:
- ru.wikipedia.org — материал о капаликах из Википедии;
- netslova.ru — Е. Горный. Некрофилия как структура сознания;
- berkovich-zametki.com — Арье Барац. Некрофилия и телесная шизофрения;
- sexrecord.ru — некрофилия, некрофагия, некросадизм — первое употребление терминов;
- achababa.ru — агхора;
- magazines.russ.ru — А. Новиков. Фашизм как форма некрофилии // Новый мир. 1994. № 6;
- religare.ru — некрофилия стала в России выгодным бизнесом, мегабрендом и самым коммерческим продуктом на ТВ;
- ec-dejavu.net — Роже Кайуа. Богомол (в Энциклопедии Dejavu);
- Дерягин Г.Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. 552 с. ISBN 978-5-93004-274-0.
Дополнительно на Genon.ru: