28982 автора и 62 редактора ответили на 85243 вопроса,
разместив 135214 ссылок на 43429 сайтов, присоединяйтесь!

Чем известны инструменты Антонио Страдивари?

РедактироватьВ избранноеПечать

Имя Антонио Страдивари (1644–1737) известно даже ребенку, далекому от мира музыки. Скрипки великого итальянца ценятся на вес золота — считается, что ни одному другому мастеру не удалось добиться такого же прекрасного звучания. Поэтому скрипки Страдивари — одни из самых похищаемых предметов искусства.

 

Почему инструментам маэстро свойственны звуки, которые многие считают восхитительными? Еще при жизни мастера ходили разговоры о том, что он продал душу дьяволу, а дерево из которого изготавливал свои скрипки, — не что иное, как обломки Ноева ковчега. Менее мистически настроенные специалисты уверяют, что все дело в особенной технологии изготовления, тайну которой Антонио унес с собой в могилу. Полагают, что даже двум своим сыновьям — Франческо и Омобоно — он не доверил свою тайну, хотя эти двое, в отличие от остальных девяти детей, пошли по стопам отца. Но кто сегодня знает их имена? Говорят, Антонио вымачивал древесину в морской воде, а затем покрывал уникальным лаком из смол деревьев, росших в то время в тирольских лесах, позже безжалостно вырубленных. Фирменный подчерк Страдивари — скрипки удлиненной формы с изломами и неровностями внутри корпуса.

 

Инструменты Страдивари сродни хорошему вину: чем больше им лет, тем они лучше. За всю жизнь — а Страдивари прожил 93 года — мастер изготовил около 2500 инструментов. До наших дней приблизительно дошло 600 скрипок, 60 виолончелей и пара десятков альтов. Стоимость каждого инструмента варьируется от 500 тысяч до пяти миллионов евро, хотя по общему счету шедевры бесценны. Все скрипки имеют имя, стоят на специальном учете и оберегаются как зеница ока. Но это не мешает грабителям красть их с завидной регулярностью. Одно из самых громких ограблений случилось 17 октября 2008 года. Скрипка Страдиварии, изготовленная в 1721 году, была похищена прямо из фамильного замка Беннигсен на севере Германии. Поместье хорошо охраняется, окружено стеной и рвом, заполненным водой. Но это не помешало преступникам — они дождались когда барон Родерик фон Беннигсен, сам виолончелист и дирижер, и его супруга, скрипачка Жанна Кристе, покинули особняк, и, пробрались в покои, поживились на славу. В числе похищенных ценностей — серебряные подсвечники, картины, фамильные награды семьи Беннигсен. Полицейские предположили, что грабители постараются сбыть антиквариат через Интернет, и стали отслеживать соответствующие предложения о продажах. Через некоторое время воры засветились. Полицейские устроили фиктивную сделку и схватили преступников в тот момент, когда те укладывали ценный груз в багажник машины.

 

Помимо громких краж, случаются и не менее громкие находки. В 2004 году из мастерской ведущего скрипача Филармонического оркестра Лос-Анджелеса Питера Стампфа была выкрадена виолончель Страдивари стоимостью 3,5 миллиона долларов. Через три недели после кражи инструмент был обнаружен совершенно неожиданно. Поздно вечером медсестра, возвращалась от пациента, заметила в мусорном баке скрипичный футляр. Любопытство взяло верх над брезгливостью, и женщина вытащила футляр из контейнера. В нем оказалась виолончель. Дама даже не догадалась, насколько ей повезло, и поначалу предложила своему другу сделать из футляра подставку под компакт-диски.

 

Но все же самый большой сюрприз достался 68-летнему жителю Венгрии Имре Хорвату. Оказалось, что благоустройство курятника может стать очень прибыльным делом. Наводя порядок на чердаке собственного сарая, мужчина наткнулся на инструмент. И сразу решил отнести скрипку к оценщику. В чудом сохранившемся предмете эксперты признали творение Антонио Страдивари. Имре Хорват в один момент стал сказочно богатым человеком. Он решил продать находку, а деньги положить в банк. На них он намеривается безбедно прожить до конца своих дней. Нежданно свалившимся на него богатством Имре, скорее всего, обязан своему отцу. Уходя на войну, тот, видимо, припрятал сокровище в надежном месте, но с войны не вернулся.

 

Самая таинственная история связана со скрипкой под названием «Кошанский». До революции в России блистал скрипач-виртуоз по фамилии Кошанский. Критики сравнивали его с самим Паганини — настолько безупречной и талантливой была его игра. Это признали и за рубежом: исполнителю рукоплескала и вся Европа. Однажды после концерта в примерку Кошанского пожаловали жандармы и важный генерал. Тоном, не терпевшим возражений, генерал предложил Кошанскому пожаловать за ним. Пришлось подчиниться. Экипаж прибыл в зимний дворец, и Кошанского препроводили в большую залу, где восседали члены царской семьи. Сам Николай II попросил музыканта сыграть для его домочадцев. Кошанский достал из футляра скрипку и смычок и ударил по струнам. Когда он закончил, на минуту воцарилась тишина, затем вся императорская семья поднялась, и начала стоя рукоплескать артисту. Николай II протянул маэстро странный футляр со словами: «Это скрипка Антонио Страдивари. Вы достойны того, чтобы играть на ней». Кошанский мечтал об этом всю жизнь, но вслух сказал: «Такой подарок — слишком большая честь для меня». Царь холодно заметил: «Это не подарок. Мы даем вам скрипку на время, чтобы вы могли прославлять по всему миру русскую скрипичную школу». Кошанский смутился, но от такого предложения грех было отказываться.

 

Революция застала скрипача за границей. На родину он решил не возвращаться, а после гибели царской семьи посчитал скрипку Страдивари своей собственностью. Однако инструмент принадлежал не ему, а России. Судьба жестоко отомстила Кошанскому: он умер в нищете и забвении, и даже вырученные за скрипку деньги не спасли его.

 

Скрипка, получившая название «Кошанский», многократно переходила из рук в руки. Её похищали пять раз. Самая громкая кража случилась, когда скрипкой владел музыкант по имени Пьер Амойал. Он, на столько дорожил своим сокровищем, что заказал для неё бронированный футляр. Но это грабителей не остановило. Когда после концертов Амойал возвращался из Италии в Швейцарию, его «порше» угнали вместе с бесценной реликвией. Полиции удалось узнать только то, что угонщиком был наркоман и рецидивист Марио Гутти. Полицейские решили задержать его, но опоздали: когда взломали дверь, Марио лежал на полу мертвым с перерезанным от уха до уха горлом. Почерк трудно было не узнать: так расправляется с ненужными людьми неаполитанская мафия. С тех пор о «Кошанском» ничего не слышно. Возможно, скрипка уже сменила не одного хозяина. Не исключено, что сейчас она может находиться и в собрании какого-то российского коллекционера — ведь в последнее время в России появилось много баснословно богатых людей, способных отдать за скрипку Страдивари любые деньги.

 

Источники и дополнительная информация:

  • газета «Ступени». 2010. № 23. С. 7 (статья Ксении Проскурни);
  • pressa.irk.ru — загадочное похищение скрипки Страдивари;
  • clubs.ya.ru — тайна кремонского мастера.

Дополнительно на Genon.ru:

Последнее редактирование ответа: 03.01.2011

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

«Чем известны инструменты Антонио Страдивари»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.