28982 автора и 62 редактора ответили на 85243 вопроса,
разместив 135214 ссылок на 43429 сайтов, присоединяйтесь!

Где найти материалы к теме «Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов»?

РедактироватьВ избранноеПечать

Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, нулевых суффиксов, постфиксов

 

Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο» за неимением технической возможности обозначить его, как принято в лингвистике, знаком квадрата: стол Ο, добр Ο, читал Ο.


Наиболее продуктивным в русском языке является образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов.

 

А. Приставочный способ — образование новых слов с помощью приставок. Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере- (пере-плы-тьплы-ть).

  • Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.
  • Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи: дис-комфорт комфорт ; вы-ходи-тьходи-ть; сверх-одарённ-ыйодарённ-ый; по-ныненыне.

  • Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов: за-пе-тьпе-ть; до-пе-тьпе-ть; с-пе-тьпе-ть; пере-пе-тьпе-ть.

Б. Суффиксальный способ — образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов. Например, глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- (смол-и-тьсмол-а).

  • Суффиксальный способ — один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи.
  • Часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего: берез-няк берёз-а; перепис-ыва-тьперепис-а-ть; сер-оват-ыйсер-ый; может быть иной, чем у производящего слова: сер-е-тьсер-ый; сер-ость сер-ый; сер-осер-ый.

В. Нулевая суффиксация — образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса. В некоторых пособиях этот способ называют также бессуффиксным.

 

Нулевой суффикс обозначают знаком Ø: высь-Ø-Ο («высокое пространство») ← выс-ок-ий; задир-Ø-а («тот, кто задирает») ← задира-ть.

 

Отсутствие суффикса значимо для нового слова подобно тому, как значимо отсутствие материально выраженного окончания при наличии нулевого окончания. Например:

  • восхожд-ени[j-э]восход-и-ть; надрез-к-анадрез-а-ть; удаль-ств-оудал-ой;
  • восход-Øвосход-и-ть; надрез-Ø-Ο ← надрез-а-ть; удаль-Ø-Ο ← удал-ой.

В первом случае (восхождение, надрезка, удальство) при образовании отглагольного существительного использован материально выраженный суффикс, во втором случае (восход-Ø, надрез-Ø, удаль-Ø) — нулевая суффиксация.

 

При образовании отглагольных существительных с помощью нулевой суффиксации обычно происходит усечение производящей основы (отсекается глагольный суффикс): заслуг-Ø-азаслуж-и-ть; рассказ-Ø-Ο ← рассказ-а-ть; щебет-Ø-Ο ← щебет-а-ть.

 

В современном русском языке имеется большое число слов, образованных путём нулевой суффиксации. См. подробнее:

Ниже перечислены существительные, образованные с помощью нулевых суффиксов.

1. Отглагольные существительные мужского рода 2-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата:

вход ← входить, вылет ← вылететь, щебет ← щебетать.

 

2. Отглагольные существительные женского рода 1-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата:

расплата ← расплатиться, заслуга ← заслужить.

 

3. Отглагольные существительные женского рода 3-го склонения со значением отвлечённого действия или состояния:

брань ← бранить, дрожь ← дрожать.

 

4. Отглагольные существительные общего рода на -а, -я, обозначающие человека по характерному для него действию:

задира ← задирать, рёва ← реветь.

 

5. Существительные мужского рода 2-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака или названия лица по отличительному признаку:

примитив ← примитивный, оригинал ← оригинальный.

 

6. Существительные женского рода 1-го склонения, образованные от прилагательных, со значением предмета по признаку:

гуща ← густой, круча ← крутой.

 

7. Существительные женского рода 3-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака:

синь ← синий, глушь ← глухой.

 

Г. Приставочно-суффиксальный способ — образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса.

 

Приставочно-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия: под-стакан-ник-Ο ← стакан-Ο; под-шеф-н-ыйшеф-Ο; обез-оруж-и-тьоружи-[j-э]; по-сво-емусво-й.

 

Примечания.

1. Значение производного слова, образованного приставочно-суффиксальным способом, часто выводится из сочетания существительного в косвенном падеже с предлогом, причем в производном слове используется приставка, омонимичная предлогу: под-окон-ник-Ο («под окном») ← окн-о; под-стакан-ник-Ο («под стаканом») ← стакан-Ο; без-лун-и[j-э] («без луны») ← лун-а.

 

2. Суффикс -j- «спрятан» в слове: безлюдье (без-людь-[j-э])люд-и.

 

3. Префиксально-суффиксальным способом образованы наречия, которые пишутся через дефис:

  • от прилагательных — с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и: по-взросломувзрослый; по-хорошемухороший; по-товарищескитоварищеский; по-волчь-[-и]волчий;
  • от порядковых числительных — с приставкой в-, во- и суффиксом -ых, -их: во-перв-ыхпервый; в-треть-ихтретий.

4. Их значение обычно мотивировано сочетанием существительного с предлогом, причем в производном прилагательном используется приставка, омонимичная предлогу: без-ног-Ø-ий («без ног») ← ног-а; без-рог-Ø-ий («без рогов») ← рог-Ο.

 

Д. Постфиксальный способ — образование нового слова с помощью словообразовательных постфиксов.

  • В русском языке к словообразовательным постфиксам относятся:
  • б) постфиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь.

Поэтому постфиксальным способом образуются возвратные глаголы, неопределённые местоимения и местоименные наречия: учи-ть-сяучи-ть; как-ой-токак-ой; когда-либокогда.

 

Е. Несколько смешанных способов словообразования глаголов с постфиксом -ся:

  • приставочно-постфиксальный способ — образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и постфикса: вы-плака-ть-сяплака-ть; в-чита-ть-сячита-ть;

  • суффиксально-постфиксальный способ — образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова суффикса и постфикса: толп-и-ть-сятолп-а; скуп-и-ть-сяскуп-ой;
  • приставочно-суффиксально-постфиксальный способ — образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки, суффикса и постфикса: пере-шуч-ива-ть-сяшут-и-ть.

Упражнения к теме «Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов»

 

Упражнение 1. Найдите производящие слова для следующих имён существительных. Дайте определение производного слова с помощью производящего. Составьте словообразовательные пары и выделите в них производную и производящую основы. Отметьте случаи усечения производящей основы и чередования звуков. Назовите способ словообразования.

 

Аптекарь, артистизм, аферист, безвкусица, белизна, беспорядок, богатство, величие, вице-президент, влажность, вороньё, всячина, выборы, гладь, глушь, горечь, градусник, громадина, доченька, жестянка, жильё, загон, зажим, заика, здоровье, зелёнка, изморозь, кислинка, кража, междуречье, междуцар­ствие, миллионер, министерство, мудрец, нагрудник, накипь, неверие, недотрога, ножнички, обман, осетрина, открытка, пекарня, перевыборы, передовица, подлиза, подорожник, подосиновик, подсистема, полесье, потеря, предплечье, предубеждение, предыстория, примесь, прыгалка, пуск, розыск, сверхприбыль, сеялка, собеседник, собеседница, созвездие, старина, старьё, терпение, трата, удаль, улов, хворь, хранитель, целина, чернильница, чистка, шалунья.

 

Упражнение 2. Найдите производящие слова для следующих имён прилагательных. Дайте определение производного слова с помощью производящего. Составьте словообразовательные пары и выделите в них производную и производящую основы. Отметьте случаи усечения производящей основы и чередования звуков. Назовите способ словообразования.

 

Бабушкин, безбородый, безвинный, безголосый, безграмотный, беззубый, безъязыкий, безъязычный, бескрылый, бесполый, бесхвостый, бесчеловечный, буровой, вешний, волосатый, говорливый, давнишний, диванный, заграничный, заполярный, здешний, зеленной, золотой, костлявый, кровавый, междугородний, набедренный, наземный, незабываемый, незамедлительный, неизбежный, непрерывный, несчастный, нынешний, околоземный, отглагольный, отчий, побережный, погожий, подвластный, подмосковный, подсудный, поморский, посильный, похожий, предполётный, прежний, пресыщенный, приморский, приречный, рабочий, ранний, репчатый, сахаристый, свиной, сегодняшний, серебристый, скрипучий, скуластый, слезливый, современный, стиральный, схожий, терпимый, толстенький, усталый, читальный, читательский.

 

Упражнение 3. Найдите производящие слова для следующих глаголов, причастий и деепричастий. Дайте определение производного слова с помощью производящего. Составьте словообразовательные пары и выделите в них производную и производящую основы. Отметьте случаи усечения производящей основы и чередования звуков. Назовите способ словообразования.

 

Бродяжничать, венчать, венчающий, виднеться, видневшийся, вскрикивать, вскрикнуть, выпрямить, выпрямленный, выпрямиться, выпрямлять, выпрямляя, выпрямляться, группировать, жадничать, запятнать, запятнанный, змеиться, измельчить, измельчённый, капризничать, крепнуть, крикнуть, малодушничать, мельчать, мельчить, насвистывать, обвенчать, обвенчанный, окрепнуть, осиротеть, остолбенеть, отплясывать, переделать, переделавший, переделанный, переделывать, плутовать, подсматривать, подсматривая, пожадничать, приговаривать, принюхаться, принюхавшись, пятнать, разгуливать, раздувать, раздуть, сбежаться, сбежавшись, сгруппировать, сгруппировывать, сиротеть, скупиться, слипнуться, столбенеть, толкнуть, толпиться, шелушить.

 

Упражнение 4. Найдите производящие слова для следующих наречий. Дайте определение производного слова с помощью производящего. Составьте словообразовательные пары и выделите в них производную и производящую основы. Отметьте случаи усечения производящей основы и чередования звуков. Назовите способ словообразования.

 

Босиком, вблизи, вдогонку, весело, вечером, взамен, взаперти, вкрутую, воистину, волчком, во-первых, вплавь, вручную, вслепую, всячески, дважды, досуха, ежедневно, засветло, изредка, искренне, летом, мельком, молодецки, молчком, навсегда, налегке, наповал, нараспашку, некстати, ненамного, ночью, однажды, отныне, певуче, пешком, по-английски, по-видимому, по-волчьи, по-зимнему, ползком, по-лисьи, по-мужски, по-нашему, по-новому, поныне, поодиночке, по-походному, по-прежнему, послезавтра, по-хозяйски, сбоку, справа, тайком.

 

Электронные морфемные и словообразовательные словари:

Источники:

Дополнительно на Геноне:

Последнее редактирование ответа: 14.02.2012

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

«Где найти материалы к теме «Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов»»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.