28981 автор и 62 редактора ответили на 85240 вопросов,
разместив 135210 ссылок на 43428 сайтов, присоединяйтесь!

Кто такой шопоголик?

РедактироватьВ избранноеПечать

Шопоголизм, или, по-другому, шопомания — зависимость человека от непреодолимого желания покупать всё подряд.
Шопоголизм — явление достаточно новое, распространившееся в ХХ веке, с появлением супермаркетов и распродаж. Конечно, и раньше состоятельные люди покупали множество совершенно ненужных им вещей, но это нельзя было назвать шопоголизмом, у людей просто был избыток денег и времени, так почему бы не развлечь себя, если от этого никому хуже не будет.

Основоположницей шопинга (конечно, это может быть только женщина!) считается американка Барбара Зелински. Все ежемесячное жалованье мужа она умудрялась потратить всего за 2 минуты 34 секунды. Жизненное кредо этой стремительной женщины звучало следующим образом: "Нужную вещь не купить — здоровью навредить". Барбара с азартом ходила по магазинам в 50-е годы прошлого века. Стоит ли говорить, что она распоряжалась деньгами мужа недолго (впрочем, 2 минуты — это в действительности очень быстро!), тот попросту сбежал.


Существует версия, что все шопоголики родом из детства. Причина необузданной страсти к покупкам кроется в нехватке внимания, любви и поощрения со стороны родителей. К тому же не исключено, что такие родители были склонны к чрезмерному контролю над ребенком. Обделенный нежностью и заботой малыш, став взрослым, подсознательно пытается компенсировать то, чего ему недоставало в детстве. И обретя финансовую независимость, начинает делать себя счастливым самостоятельно различными способами. Одним из таких способов и является шопинг.


Важная особенность шопинга в том, что при совершении человеком покупки у него в крови подскакивает уровень серотонина — так называемого гормона счастья, что в свою очередь очень помогает при борьбе с депрессией и тревогой. К тому же успешный поход по магазинам повышает самооценку, помогает добиться самоуважения и обрести уверенность в себе.
Подобные чувства особенно необходимы в период беременности. Возможно, это и становится причиной того, что некоторые женщины впервые сталкиваются с таким понятием, как шопоголизм, именно во время своего декретного отпуска.

 

Сейчас шопоголизм распространяется со скоростью эпидемии. Этому способствует и обилие рекламы, устроенной по принципу «мы продаем не продукт, мы продаем счастье», и передачи, посвященные исключительно приобретениям знаменитых людей, и легкость получения потребительских кредитов.

Классификация шопоголиков

Не все шопоголики одинаковы. Они, к примеру, делятся по манере поведения: 

  • шопоголик спонтанный: человек идёт в магазин купить что-то действительно нужное, а пару не очень нужных штуковин прихватывает «просто случайно»;
  • шопоголик осознанный, он так снимает стресс: человек сознательно заворачивает в торговые ряды, чтобы «развеяться»;
  • шопоголик целеустремленный: человек сам не знает, как его ноги занесли в супермаркет, и как он умудрился накупить вот это всё, и истратить всю зарплату.

и по степени адекватности:
  • шопоголики разумные: покупают, в принципе, нужные вещи, разве что на несколько большую сумму, чем собирались, и в несколько большем количестве. «Шёл в магазин за мылом, а купил ещё и три шампуня, пять разноцветных мочалок в виде морских ежей, семь полотенец и канистру пены для ванны!».
  • шопоголики истинные (неразумные): это совсем другие люди, уже шагнувшие за грань добра и зла. Они тянут всё, что под руку подвернётся. Наборы встречаются самые причудливые: дорогущие шоколадные конфеты, комплект белья на трёхспальную кровать, десять рубашек одной расцветки, но зато разных размеров — при этом тратится весь бюджет семьи на ближайшие два месяца.


Отличительная черта истинных шопоголиков: они предпочитают совершать набеги на магазины в одиночку или с себе подобными. Ведь шопоман не получит никакого удовольствия от шоппинга в компании с «голосом разума», человеком, который будет оттаскивать его за шиворот от полочки с «ой какими классными розовыми штучками!», убеждать в ненужности этой прекрасной вазы, а не дай Бог ещё и читать вслух ценники.

Шопоголик = невротик

Откуда же берётся такая прихоть — неудержимая страсть к растрате денег?

С точки зрения психологии со скрягами происходит примерно то же самое, что и с шопоголиками: ощущение обладания, так же как приобретения, даёт иллюзию контроля и независимости.

Понятно, что контроль над предметами — это ещё не контроль над собственной жизнью и уж тем более не контроль над другими людьми. Но именно за счёт своей призрачности такой контроль ощущается как «безопасный» и помогает справиться с тревогой

Стремление к растрате денег, так же, как и обратная сторона этого явления — стремление бесцельно накапливать — пристально рассматривалось в психологии многими, начиная с дедушки Фрейда и заканчивая современными исследователями. Наиболее адекватное описание принадлежит психоаналитикам.

По существу шопоголизм похож на мгновенное переключение внимания с одного объекта на другой, как это бывает у маленьких детей: секунду назад самой ценной и нужной вещью был папин мобильный телефон, а сейчас он уже заброшен ради пластмассового грузовичка, а еще через минуту центром вселенной становится большая зеленая стекляшка.

В семье, как неизбежное следствие шопоголизма, появляются проблемы. Очень сложно объяснить родным, почему нужно было купить два новых сервиза и антикварные подсвечники, именно в тот момент, когда пришло время платить за детский сад, и почему хватило денег на зелёный пиджак в полосочку, но не хватило на колбасу.

Эти конфликты часто усугубляются неумением шопоголиков выстроить взрослые, зрелые отношения. В них ищут равного партнера, им же подсознательно нужен «контролирующий родитель».

Я — шопоголик?

Недавно американские справочники по психиатрии дополнились новым диагнозом — «навязчивый и всепоглощающий шоппинг». Естественно, это касается не просто любителей прикупить что-нибудь приятное, а тех, кого называют истинными шопоголиками

Есличеловек не потерял контроля, умеет удержаться в рамках определённой суммы, а вещи, которые покупает, хоть для чего-то ему нужны, то ничего страшного в любви к покупкам нет — это не самый худший способ снять стресс. Если сумма, которая тратится на ненужные вещи, не превышает цены месяца визитов к психоаналитику для снятия стресса — всё в порядке, можно «шопить» в своё удовольствие!

Если же контроль потерян, человек тратит деньги, предназначенные на другие нужды (причём не только свои, но и чужие), страдает, если не может немедленно приобрести то, на что «глаз упал» (зачастую абсолютно бессмысленный предмет), перестает получать удовлетворение от чего-либо другого, что раньше ему нравилось — ничего не поделаешь — тут необходима помощь психолога.

 

Источник информации: portal-woman.ru

 

Дополнительная информация:

 

  • sympaty.net - статья "Как узнать в себе Шопоголика?". Какие бывают шопоголики, почему люди становятся шопоголиками, как узнать в себе шопоголика?
  • detki.kz - шопоголик с животиком. Шопоголизм во время беременности

дополнительно по теме из базы генона: 

Последнее редактирование ответа: 22.01.2009

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

Похожие вопросы


Посмотреть «шопоголик» в словарях и энциклопедиях:

ЯndexВикипедияКругосветKM.RU@mail.ruGoogle

«Кто такой шопоголик»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.