Фламенко (исп. flamenco) — традиционный музыкально-танцевальный стиль, происходящий из Андалусии; это слияние музыкального сопровождения (токе), пения (канте) и танца (байле). Стиль представлен несколькими десятками разновидностей (более 50). Танцы и песни фламенко, как правило, сопровождаются гитарой и перкуссией: ритмическим битьем в ладоши (пальмас), игрой на перкуссионном ящике (кахон); иногда — кастаньетами.
Исполнители фламенко называются байлаор (танцор), кантаор (певец), «токаор» (гитарист).
История
Ещё в древности иберийское искусство волновало соседей — даже тех, кто привык смотреть на варваров свысока. Об этом свидетельствуют античные писатели. «Так она вертится и так сладострастна, что даже сам Ипполит бы не смог похоть свою удержать», — говорится в эпиграме Марциала «Гадесская девочка». Танцовщицы из города Кадиса (Гадеса), основанного финикийцами во втором тысячелетии до нашей эры на юге нынешней Испании, исполняли свои зажигательные пляски в сопровождении кастаньет. Волнующим кровь танцам гадиянок пытались подражать римлянки.
С конца III в. до н.э. южная часть Пиренейского полуострова становится римской колонией. Местное песенно-танцевальное искусство вбирает в себя новые черты. В частности, известен римский танец, в котором исполнитель отбивал метр с помощью scabelli — деревяшек на подошве.
В VIII в. юг полуострова завоевывают арабы (мавры). «Блистательный Аль-Андалуз» просуществовал семь веков. Этим столетиям Андалусия обязана своей изысканной архитектурой, военно-морским делом, красотами языка и неповторимой гармонией музыки и танца. Истоки фламенко коренятся также в мавританской музыкальной культуре. Существенно повлияла на этот стиль и цыганская музыка — многие считают основными, истинными носителями стиля именно испанских цыган. В XV в. в Испанию из рушащейся Византии прибыли цыгане, принеся с собой дикий ветер вольности и память о далекой Индии. Они расселились по южному побережью страны в провинции Андалусия; по своему обычаю, они стали перенимать и переосмыслять местные музыкальные традиции, такие как мавританская, еврейская и собственно испанская; из этого сплава музыкальных традиций, переосмысленного вначале цыганами, а потом испанцами, и родилось фламенко.
«Цыгане, добравшись до нашей Андалусии, — говорил Гарсиа Лорка в лекции «Канте хондо», — объединили древнейшие элементы местных песен с тем древнейшим началом, которое принесли они сами». За лихой нрав их стали называть «фламенки», по аналогии с фламандцами, переселившимися на пиренейский полуостров примерно в то же время. Цыгане стали лучшими исполнителями андалузских песен и плясок. Так, по одной из версий, родилось слово фламенко, ставшее названием песенно-танцевального искусства, в котором так преуспели кочевники — «фламенки».
По другой версии это слово связано с манерой одеваться: стройный силуэт, обтягивающий пояс, подчеркивающий тонкую талию и длинные ноги танцоров делали их похожими на птицу фламинго, которую испанцы называют «фламенко». Сходство с этой птицей усматривают также в движениях и позах исполнителей.
Еще одна теория связывает название зажигательного искусства фламенко с латинским словом «фламма» — пламя.
Долгое время фламенко считалось «закрытым искусством», так как цыгане жили изолированной группой; фламенко развивалось в узких кругах. Но в конце XVIII в. гонения на цыган прекратились, и фламенко вышло на подмостки таверн и кафе кантанте, обрело свободу.
В середине XX в. фламенко начинает впитывать в себя кубинские мелодии и джазовые мотивы; элементы классического балета также нашли там свое место. Наиболее известен танцор фламенко Хоакин Кортес, который обновил понятие танца фламенко, избавил его от «канонического стандарта» и внес новую выразительность.
Импровизационный характер фламенко, сложный ритм и специфическая техника исполнения нередко препятствуют точной нотной записи мелодий фламенко. Поэтому искусство — как гитариста, так и танцора, и певца — обычно передается от мастера к ученику.
Атрибуты танца фламенко
Bata de cola — традиционное платье
Важный элемент образа танцовщицы (байлаоры) — традиционное платье, называемое bata de cola — типичное для фламенко платье, обычно до пола, часто из разноцветного материала в горошек, украшенное оборками и воланами. Прообразом этого платья стало традиционное одеяние цыганок. Неотъемлемой частью танца является изящная игра с подолом платья.
Мантон — испанская шаль
Испанская шаль с очень длинными кистями — один из классических атрибутов женского танца фламенко: шаль то закручивается вокруг стана танцовщицы, подчеркивая стройный женский силуэт, то ниспадает с плеч, образуя силуэт большой, красивой, мятущейся птицы.
Еще один классический женский атрибут фламенко — большой веер.
Фотографии женского костюма фламенко можно найти по данной ссылке.
Традиционная одежда байлаора — темные брюки, широкий пояс и белая рубашка с широкими рукавами. Иногда края рубашки завязываются спереди на поясе. Короткая жилетка-болеро, называемая чалеко (chaleco) иногда надевается поверх рубашки.
Существует мнение о кастаньетах как непременном атрибуте танца фламенко. Но чаще всего ритм отбивается каблуками (сапатеадо), прищелкиванием пальцев (питос) или хлопками ладоней (пальмас). Наиболее чистые формы фламенко избегают использования кастаньет, так как они ограничивают возможность страстной и выразительной игры кистей рук.
Фотографию мужского костюма фламенко можно посмотреть по данной ссылке.
Классификация стилей
Стили фламенко (palos) различаются ритмическим рисунком. Наиболее популярные палос — тона, солеа, фанданго и сегирийя (Toña, Soleá, Fandango y Seguiriya) — относятся к категории канте хондо (cante jondo), наиболее древнее ядро фламенко, восходящее к музыкальным системам Индии. Вторая категория — это канте фламенко (cante flamenco), включает в себя и пение, и танцы, и игру на гитаре.
Фламенко оказало большое влияние на многие танцевальные и музыкальные стили всего мира. Последние десятилетия появились смешанные разновидности фламенко и других стилей: фламенко-поп, фламенко-джаз, фламенко-рок, джипси-румба и другие.
Существуют приверженцы фламенко, которые чтят его традиции, что имеет и положительные, и отрицательные стороны. Строгое следование традиции делает невозможным глубокое понимание фламенко. Стили фламенко (пение, танец, мелодия) подобны живому организму, что требует их постоянного развития, а без развития нет жизни. Но наряду с развивающимся фламенко существуют и «фламенкология» (книга под таким названием была написана Гонсалесом Климентом в 1955 г. и дала название этому разделу искусствоведения), ученые этого направления занимаются изучением происхождения фламенко и его «истинного» стиля, традиций и т.п. До сих пор наравне со сторонниками чистоты стиля фламенко есть и приверженцы его новых форм и звучаний.
Сегодня фламенко особенно интересует современных хореографов, потому что они видят в этом искусстве большие возможности для творчества, для введения новаций в хореографию.
Техника гитарной игры в стиле фламенко
Фламенко-гитара — это классическая гитара, адаптированая к потребностям данного музыкального стиля; она отличается более острым тембром звука. Существуют также некоторые особенности техники игры на гитаре в стиле фламенко, среди них:
- пульгар (исп. pulgar — большой палец) — основной способ звукоизвлечения в музыке фламенко: техника игры большим пальцем правой руки. Струна ударяется сначала боковой стороной мякоти и затем краем ногтя большого пальца;
- гольпе — перкуссионный приём: постукивание ногтем по деке акустической гитары во время игры.
Фестивали фламенко
В Испании
Среди наиболее значимых городов, где сегодня существует фламенко, выделяют Кадис, Херес, Севилью, Кордову, Гранаду, Барселону и Мадрид. У каждого из этих городов своя музыкальная специфика, свои традиции и особенности.
Один из самых авторитетных, крупнейший фестиваль фламенко в Испании проходит раз в два года в Севилье под названием «Bienal de Flamenco»; этот фестиваль был основан в 1980 г. Со всего мира сюда съезжаются любители фламенко, чтобы увидеть лучших артистов: байлаоров, кантаоров и гитаристов.
В Кордове ежегодно проводится Международный фестиваль гитары «Guitarra», с выступления на котором началась слава талантливых молодых гитаристов Висенте Амиго и Пако Серрано. Ежегодные фестивали канте гранде, фестивали канте фламенко и другие проходят по всей Испании. Подробнее о фестивалях в Испании и не только можно узнать на специальном новостном сайте www.flamencofestival.info.
В России
Фестиваль фламенко «¡Viva España!» в Москве — ежегодное событие в мире испанской музыкальной культуры (с 2001 г.).
В Петербурге проходит ежегодный фестиваль «Северное фламенко».
В Калуге с 1997 г. работает ежегодный фестиваль «Мир гитары», участниками которого являются различные фламенко-группы из России и Испании и множество гитаристов, таких как Иван Смирнов («талисман» фестиваля), Аль ди Меола (2004), Висенте Амиго (2006), Пако де Люсия (2007) и др.
В других странах
Ежегодно (с 2004 г.), в феврале проходит Фестиваль фламенко в Лондоне. Один из крупнейших фестивалей фламенко за пределами Испании уже более 20 лет проходит в американском городе Альбукерке (штат Нью Мексико).
Источники и дополнительная информация:
Дополнительно на Genon.ru: