Эвристический метод обучения
В переводе с греческого heurisko (эврика) — «открываю», «отыскиваю», «нахожу». Речь идет о «нахождении» знаний, ответов на поставленные вопросы.
Истоки эвристического обучения следует искать в Древней Греции, в методе античного философа Сократа. Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» — майевтикой. Майевтика рассматривалась Сократом как вид повивального искусства, унаследованного им от своей матери, с той только разницей, что Сократ помогал разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождали они не физическое дитя, а новые мысли. Своих учеников Сократ приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос; получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа. Так в беседе рождалось знание.
Современное эвристическое обучение основано как раз на сократовской майевтике. Его цель — помочь ученику сконструировать собственный смысл, цели и содержание образования, процесс его организации, диагностики и осознания. Если говорить более простыми словами, эвристическое обучение состоит в непрерывном открытии нового.
Несмотря на солидный возраст метода, понятие эвристического обучения в педагогике стало использоваться относительно недавно. Отсюда — отсутствие единой трактовки: эвристическое обучение может подразумевать собой форму обучения (к примеру, эвристическая беседа), метод обучения (например, мозговой штурм) или технологию творческого развития учеников.
Эвристическое обучение сочетает в себе творческую и познавательную деятельность. Учитель не дает ученику готовые знания, он предоставляет ему объект для изучения. Объектом может выступать историческое событие, природное явление, литературное произведение, материал для конструирования и т.п. На его основе ребенок создает продукт деятельности — гипотезу, текст, схему, изделие. Результат творческой деятельности ребенка может быть абсолютно непредсказуемым, он зависит от личности ученика. Лишь после этого ученик с помощью учителя сопоставляет результат с известными достижениями в этой области (культурно-историческими аналогами), переосмысливает его.
Конечная цель эвристического обучения — не получение конкретных знаний, а творческая самореализация ученика. Соответственно, оценивается не усвоение ребенком определенных знаний по конкретному предмету, а его творческие достижения в этой сфере.
Эвристическое обучение базируется на следующих принципах:
- личностное целеполагание ученика;
- выбор индивидуальной образовательной траектории;
- продуктивность обучения;
- первичность образовательной продукции учащегося;
- ситуативность обучения;
- образовательная рефлексия.
Часто родители и даже учителя путают эвристическое обучение с проблемным. Но между этими методами есть различия. У познавательной задачи-проблемы, которую учитель ставит перед ребенком в проблемном обучении, есть конкретное решение или хотя бы направление решения. А открытое задание в эвристическом обучении не имеет правильного решения, и результат никогда не известен заранее ни ученику, ни учителю. Задача проблемного обучения — передача опыта учителя ученику нестандартным способом (путем постановки познавательной проблемы). А эвристическое обучение подразумевает создание учеником личного опыта. При этом проблемное обучение часто выступает подготовительным этапом для эвристического: прежде чем создавать собственный продукт, ребенок должен усвоить способы его создания. В этом ему и помогает решение познавательных проблем.
Эвристическое обучение отличается также и от развивающего обучения, поскольку ставит и решает качественно новую задачу: развитие не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования.
Эвристическое обучение можно использовать при обучении практически любому школьному предмету, главное — дать доступное для ребёнка открытое задание. К примеру, на уроке физики можно предложить ученику сконструировать прибор (хотя бы на бумаге), на уроке обществознания — придумать общество будущего, на уроке физкультуры — составить свой комплекс упражнений для развития определенной группы мышц.
Конечно, эвристическое обучение не может полностью заменить традиционное, но использовать его как дополнение к традиционным методам для развития творческих способностей ребенка можно. Ребенку всегда приятно чувствовать себя полноправным участником процесса обучения, когда ему дают возможность получить знания самостоятельно, пусть даже методом проб и ошибок.
Дополнительно:
Источники:
Дополнительно на Геноне: