Церера (лат. Ceres, род. п. Cereris) — древнеримская богиня, вторая дочь Сатурна и Реи (в греческой мифологии ей соответствует Деметра). Единственная дочь Цереры — Прозерпина, родившаяся от Юпитера.
Миф о Церере и похищении Прозерпины лёг в основу Элевсинских мистерий, распространённых на побережье Средиземного моря в течение более 2000 лет. Богиня-мать отказывается от своей функции давать пищу и жизнь человечеству, чтобы разыскать похищенную дочь. В конце концов, испугавшись, что жизнь на Земле может прекратиться, Юпитер приказывает Плутону возвращать свою молодую жену к матери хотя бы на какую-то часть года.
В годы своих поисков Церера заботилась о нескольких осиротевших или покинутых детях. Эта богиня плодородия нерадела о погибающем от голода человечестве, но не могла вынести вида единственного голодного ребёнка.
Вместе с Либером и Либерой Церера входила в «плебейскую троицу», особенно почитаемую низшими слоями населения; ее верховным жрецом был плебей. Вместе с Теллус Церера считалась богиней мертвых, наблюдавшей за правильностью проведения похоронных обрядов, ей были подвластны входы в преисподнюю и подчинялись божества загробного мира — маны. Цереру изображали зрелой женщиной с корзиной плодов, иногда в венке из колосьев, потому что она считалась покровительницей урожая и плодородия.
Первой Церера кривым сошником целину всколыхнула,
Первой — земле принесла и плоды, и покорную пищу,
Первой — законы дала, и все даровала — Церера!
Буду ее воспевать. О, только б достойно Богини
Песня пропелась моя!
(Овидий, Метаморфозы)
Цереалии (лат. Cerealia) — древнеримские празднества и игры в честь Цереры. Проводились с 12 апреля и продолжались восемь дней. В жертву приносились медовые соты, плоды, свиньи. Римляне устраивали праздничные трапезы, приглашая всех проходящих, чтобы умилостивить Цереру. С III века до н.э. известны игры, также посвящённые Церере (лат. ludi Ceriales) в Большом цирке.
Цереалии особенно ревностно соблюдались плебеями. Они наряжались в белые одежды (в отличие от обычной рабочей), украшали себя венками и после торжественных жертвоприношений (подносили свиней, плоды, медовые соты) восемь дней развлекались скачками в цирке. Римский люд устраивал у себя праздничные трапезы, приглашая всех проходящих, чтобы умилостивить Цереру, дающую сытную пищу. Постепенно культ богини Цереры слился с культом «Светлой богини» (Теллуры) и греческой Деметры, но праздник цереалий с его весельем и широким гостеприимством сохранился.
Источники и дополнительная информация:
- dic.academic.ru — материал из Энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона;
- gumer.info — материал из книги: Нейхардт А.А. Легенды и сказания древнего Рима;
- antmir.ru — материал из кн.: Мифологический словарь: ок. 1800 статей / сост. Г.В. Щеглов, В.Арчер. М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006).
Дополнительно на Genon.ru об античной мифологии: