Использование левой или правой руки в качестве ведущей (так называемая «рукость») — это не прихоть ребенка, не желание его или окружающих. Это прежде всего отражение психической деятельности человека. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявиться через несколько лет.
Леворукость начинает формироваться еще внутриутробно, затем закрепляется в ходе возрастных изменений ребенка, особенно в период овладения речью и первого осознания ребенком самого себя. Окончательное предпочтение левой руки определяется к 5—6 годам. К этому времени наблюдательные родители знают, какой рукой их ребенок расчесывает волосы, держит ложку, рисует, режет ножницами, бросает мяч, складывает кубики. Врачам и психологам известны дополнительные приемы определения леворукости.
В чем же причина того, что дети довольно часто рождаются левшой? Причина самого наличия доминирующей руки окончательно не определена. Дороти Бишоп, более двадцати лет изучавшая особенности развития левшей, пришла к выводу, что в данной ситуации биологические и культурные факторы взаимодействуют. В своей работе «Право-леворукость и расстройства развития» (1990) она приводит интересные данные: у близнецов обычно лучше развита одна и та же рука. При несовпадении близнец-левша, как правило, рождается с меньшим весом и интеллектуально уступает в развитии своему праворукому родственнику. Так что, если подрастают близнецы с разной рукостью, то не стоит ждать от них одинаковых успехов. И главное — не стоит их постоянно сравнивать. Ведь окружающим леворукого ребенка взрослым важно ни в коей мере не подчеркивать это свойство, лучше всего вообще не предпринимать никаких попыток что-либо изменить. Более того, стоит показать, что леворукость имеет преимущества.
В мире левши прочитать или написать букву или цифру можно равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх).
Когда необходимо рассмотреть достаточно большое поле, то левшой выхватываются отдельные элементы целостного изображения. При рисовании, например, ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги: рисунки его наползают друг на друга, хотя вокруг достаточно свободного места.
Нельзя не отметить отчаянных попыток самокоррекции маленького левши. Он постоянно разворачивает так и этак рисунок-образец для копирования и собственный лист, но в результате деформирует фигуру так, что в конце концов и сам не может понять, что же у него получилось.
Огромные трудности стоят перед левшой и при определении времени по циферблату. Они не только зеркально воспринимают одну или обе стрелки, но и делают метрические ошибки — определяют время с разницей в 10-15 минут (это относится и к часовой стрелке).
Маленькому левше очень сложно приходится в «праворуком» мире, где обучение и воспитание, все предметы и механизмы ориентированы исключительно на правшей. Обычно у большинства левшей наблюдаются искажения и задержки в развитии речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций. Важно, что все эти диспропорции усиливаются при неквалифицированном переобучении детей. Но именно благодаря своему особому психологическому статусу левши способны на решение таких проблем, которые правшам не всегда по плечу.
Несколько советов, как нужно вести себя с ребенком левшой:
- Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
- Создать благоприятный климат для него в семье.
- Не воевать с ним из-за частого упрямства, выходки упрямца постараться завуалировать какой-нибудь игрой.
- Принять, как должное, особенность ребенка и не пытаться превратить его в правшу, объясняя всем и ему, что леворуких людей очень много и это тоже разновидность нормы.
- Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться вырастить вундеркинда.
- Стараться чаще делать малышу сюрпризы.
- Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим детям.
- Желательно не обучать ребенка до школы чтению, письму, иностранным языкам, то есть тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.
- Любить его таким, какой он есть.
- Если после пятилетнего возраста вы заметите у ребенка непонятные вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь немедленно к специалисту.
Источники информации: